ТЕАТР САТИРИКОН
ТЕАТР «САТИРИКОН», Российский Государственный театр «Сатирикон» им. А.И.Райкина. Организован в Москве в 1987 на основе Государственного театра миниатюр под руководством Аркадия Райкина, ранее, с 1939 работавшего в Ленинграде под названием Ленинградский театр эстрады и миниатюр. Родившись в недрах эстрады, театр работал в рамках многожанровой эстрадной программы. В 1982 театр переехал в Москву, получив в качестве постоянной сцены здание бывшего кинотеатра «Таджикистан» и в 1987 выпустил первый спектакль Мир дому твоему. Острая сатира на современность уводила коллектив от традиционной эстрадной формы, поэтому с выпуском спектакля театр сменил название на «Сатирикон», от латинского «satura» (дословный перевод – «всякая всячина, мешанина»). Римские сатурналии – первый римский театральный жанр, в котором сочетались слово, пантомима, музыка и танец. Прослеживаются ассоциации с Сатириконом Петрония и Ф.Феллини, а также юмористическим журналом, выходившего в России с 1908 под редакцией А.Аверченко.
В 1988 со смертью А.И.Райкина художественным руководителем театра стал его сын К.А.Райкин. Новому руководителю театра хотелось уйти от эстрадной однобокости к полноценному драматургическому репертуару, найти свое лицо. В 1988 театр резко изменил курс, выпустив Служанок по абсурдистской пьесе Ж.Жене (режиссер Р.Виктюк, 1988), где К.Райкин сыграл одну из главных женских ролей. С ошеломляющего успеха спектакля началась новая история «Сатирикона».
Кредо театра – яркая зрелищность, музыкально-пластическое начало, гротеск, мощная энергетическая атака на зрительный зал наряду с использованием методов психологического театра.
Репертуар театра составляет, в основном, зарубежная драматургия, более близкая динамичной индивидуальности его руководителя: это Шекспир и Мольер, Брехт и Кафка, Кроммелинк и Голдмэн, Гольдони и Ростан, Мердок и Зюскинд. Драматическое шоу соседствует с высокой трагедией, фарс – с философской притчей. В театре существует практика приглашения разных по своим творческим установкам режиссеров, как Л.Г.Трушкина (Сирано де Бержерак Э.Ростана, постановка 1992), П.Н.Фоменко (Великодушный рогоносец Ф.Кроммелинка, 1994); В.В.Фокина (Превращение по Ф.Кафке, 1995), В.Л.Машкова (Трехгрошевая опера Б.Брехта, 1996), Р.Р.Стуруа (Гамлет В.Шекспира и Синьор Тодеро хозяин К.Гольдони, 1998, 2002), Е.А.Невежину (Слуги и снег А.Мердок и Контрабас П.Зюскинда, оба – 2000), Ю.Н.Бутусова (Макбет Э.Ионеско, 2002), И.Войтулевича (Лев зимой Д.Голдмэна и Эстремадурских убийц Х.-А.Мильяна, оба – 2002). Много ставит и сам К.Райкин: Давай, артист, по собственному сценарию, 1983, Такие свободные бабочки, Л.Герша, 1992; Ромео и Джульетта В.Шекспира, 1996, Кьоджинские перепалки К.Гольдони, 1997; Шантеклер Э.Ростана, 2001.
Личность руководителя театра, его энергетика, эксцентрический талант, широкий актерский диапазон, владение разными жанрами – от музыкально-пластической комедийности до гротеска и патологического кошмара (Превращение) играет огромную роль в успехе театра, его постоянных аншлагах. Райкин любит зрителя. «Сейчас своеобразной модой на театре стало, чтобы зрителю было немного скучно, а если это не так, то критика считает спектакль дешевкой. Мы работаем для того, чтобы нас поняли, чтобы возвысить, очистить и просветлить наших зрителей. Поэтому мы театр большой положительной энергии, при этом театр поэтический, стремящийся оторваться от быта, но и не отказываемся от психологического театра, понимая, что театр невозможен без разработанной гаммы человеческий переживаний, без жизни человеческого духа на сцене», – говорит К.Райкин в одном из своих интервью. Некоторые критики склонны считать манеру театра грубым балаганом, своего рода бродвейским шоу, подсчитывая, сколько артистов занято в спектаклях, сколько костюмов и париков они меняют по ходу действия, сколько спонсоров привлечено и средств затрачено на постановку таких спектаклей, как Трехгрошевая опера, объявленная в свое время самым дорогим театральным проектом сезона, или Шантеклер, драматическая, музыкальная, хореографическая феерия, посвященная 90-летию А.Райкина. Несомненно, стремление к размаху – одно из качеств руководителя театра, о чем свидетельствует строительство рядом с «Сатириконом» культурного центра с парком, кинотеатром, рестораном, гостиницей, магазинами (предполагагается открыть в 2005).
Из лучших спектаклей театра необходимо отметить Великодушного Рогоносца Н.Фоменко, (Госпремия исполнителю главной роли К.Райкину, «Золотая маска» режиссеру, «Хрустальная Турандот» Н.Вдовиной). Над спектаклем витает дух В.Мейерхольда, поставившего конструктивистскую версию пьесы в 1922. Райкин настолько проникся драмой своего героя, что вынужден был снять спектакль через три года, ибо оказался на пределе моральных и физических сил. Этапными для театра стали спектакли: Трехгрошовая опера в постановке В.Машкова и художника А.Боровского, посвященную 85-летию со дня рождения А.Райкина, Превращение В.Фокина («Золотая маска» К.Райкину и «Хрустальная Турандот» за лучший спектакль сезона), Контрабас Е.Невежиной («Золотая маска» К.Райкину). Этим моноспектаклем руководитель театра отметил свое 50-летие. Контрабас – спектакль о любви и об одиночестве, о жажде поступка – и неспособности его совершить. Райкин виртуозно играет один на один со зрительным залом на протяжении всего спектакля. К числу неординарных принадлежат Гамлет У.Шекспира и Макбет Э.Ионеско, поставленные режиссерами Р.Стуруа и Ю.Бутусовым не как трагедия в привычном понимании этого жанра, а как трагифарс, Синьор Тодеро – хозяин Гольдони того же Р.Стуруа, («Золотая маска» в сезоне 2001–2002).
В 2002 театр впервые за свою историю обратился к русской классике: Доходному месту А.Н.Островского. Бытописатель Островский и Райкин, любитель трюков, игры, движения, казалось, две вещи несовместные. Спектакль Райкина – не о всеобщей коорупции, а о предательстве собственной души. Театр сыграл пьесу не в традиционном ключе, а как трагедию, и по-шекспировски кипят в ней страсти. Денис Суханов, недавний лауреат премии «Кумир», играет трагедию. При драматизме и серьезности спектакля, уже ставший событием театральной Москвы, в нем чувствуется особый сатириконовский стиль, окрашенный острой комедийностью, гротеском, эмоциональной и пластичной игрой.
У театра сложился фирменный стиль: склонность к эксцентрике, гротеску, буффоннаде, музыке и пластике, который, несомненно, идет от корней эстрадного театра. Вместе с тем стремление к драме и трагедии, к психологической нюансировке характеров свидетельствуют о качественном росте театра. Если Театр миниатюр А.И.Райкина был театром одного актера, то в «Сатириконе» работают интересные неординарные актеры, уже получивше известность: М.Суханов, Г.Сиятвинда, прирожденная клоунесса А.Стеклова, Е.Бутенко. В составе труппы также: В.И.Большов, Н.Г.Вдовина, Ф.В.Добронравов, М.И.Иванова, Т.Д.Кушелевская, Ю.Н.Лахин, В.М.Михайловский, Л.А.Нифонтова, О.З.Ханов, А.А.Якубов.
Елена Ярошевич
Райкин К. Атака добром и красотой. – Современная драматургия, 1992, № 3–4
Райкин К. Звучать собственным голосом. – Театр, 1994, № 1
Свободин А.П. Театр в лицах. М., 1997
Клоунада со стрельбой. – Театр, 1997, № 1
Генина А. Гамлет нашего времени. – Знамя, 1999, № 2
Артистическая династия. Райкины. Серия Семейный альбом. М., 2001
Токарева М.Е. К.Райкин: роман с театром. М., 2001
Воронова Е. В поисках смысла. – Театральная жизнь, 2002, № 6
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»