ШКОЛА СОВРЕМЕННОЙ ПЬЕСЫ
ТЕАТР «ШКОЛА СОВРЕМЕННОЙ ПЬЕСЫ». Создание Московского театра «Школа современной пьесы» было задумано и воплощено режиссером Иосифом Райхельгаузом и его однокурсницей по учебе в ГИТИСе, заместителем начальника управления культуры Мариной Дружининой. Художественным руководителем стал Райхельгауз, директором – Дружинина, которая 27 марта 1989 зарегистрировала новый театр и нашла для него помещение в центре Москвы на Трубной площади (официальный адрес: Неглинная 29/14) – некогда знаменитый зеркальный зал ресторана «Эрмитаж» (с прекрасной акустикой), где бывали А.Чехов, А.Суворин, Ф.Шаляпин.
Служебное пространство с легкостью преобразилось в театральное: сохранились и акустика, и люстры, и зеркала, и лепные фавны с купидонами. Название «Школа современной пьесы» возникло не случайно: в нем слышались отголоски и «Современника», в котором Райхельгауз проработал более десятилетия, и «Школы драматического искусства» Анатолия Васильева, окончившего вместе с Райхельгаузом режиссерский факультет ГИТИСа (1973, курс М.Кнебель и А.Попова).
Театр «Школа современной пьесы» открылся спектаклем Пришел мужчина к женщине С.Злотникова (1989), в котором были заняты Л.Полищук и А.Филозов. Постановку оформлял молодой художник, ученик В.Левенталя, Борис Лысиков (ныне главный художник театра). Начало оказалось успешным: спектакль много гастролировал, была сделана телевизионная версия. Далее последовали: Поджигатель В.Шашина (1990, реж. М.Али-Хусейн), Все будет хорошо, как вы хотели С.Злотникова (1990, реж. И.Райхельгауз), А чой-то ты во фраке?, опера и балет С.Никитина на либретто Д.Сухарева по Предложению А.Чехова (1992, автор спектакля И.Райхельгауз). В эти годы труппа театра пополняется И.Алферовой и А.Петренко.
Постепенно зарождается традиция приглашения друзей театра (актеров, музыкантов) с сольными программами. Так в репертуаре театра возникают концерты и спектакли Валерия Золотухина, Татьяны и Сергея Никитиных, Булата Окуджавы, Елены Камбуровой, Сергея Юрского, Аллы Балтер и Эммануила Виторгана и др.
В 1993 был выпущен детский мюзикл по песням С.Никитина По поводу обещанного масла, а следующий (1994) год принес две заметные премьеры: Стулья Э.Ионеско (перевод, постановка и исполнение главной роли – С.Юрский) и Без зеркал Н.Климонтовича (реж. И.Райхельгауз, в главных ролях О.Яковлева и М.Ефремов).
Театр тяготеет к постановкам современных пьес, приглашая именитых режиссеров и актеров: Уходил старик от старухи Злотникова (1995, реж. Райхельгауз, в главных ролях – М.В.Миронова и М.Глузский), Миссис Лев С.Коковкина (1995, реж. Б.Морозов, в главных ролях В.Талызина и М.Глузский), Антигона в Нью-Йорке Я.Гловацкого (1995, реж. Л.Хейфец, в ролях Л.Полищук, Е.Дворжецкий, В.Стеклов, В.Баринов и др.), Последняя лента Креппа С.Беккета (1996, реж. К.Азарян, исполнитель А.Джигарханян), С приветом, Дон Кихот! по М.Сервантесу, Л.Минкусу, М.Булгакову (1997, реж. Райхельгауз, в главных ролях Т.Васильева, А.Филозов, Л.Дуров). В 1997 театр устраивает бенефисы Т.Васильевой, А.Филозова и В.Качана.
В 1998 спектаклем Райхельгауза Любовь Карловны по пьесе О.Мухиной открывается вторая сцена театра (в том же помещении) под названием «Зимний сад». В этом же году выпускаются премьеры: Ничего особенного В.Ветхова (реж. В.Шамиров; в ролях А.Балтер, В.Качан и др.) и Чайка Чехова (реж. Райхельгауз и Шамиров; в ролях Т.Васильева, Е.Дворжецкий, Л.Полякова и др.). В труппу принимается ряд молодых артистов – выпускников актерской мастерской ВГИКа (Е.Ксенофонтова, О.Гусилетова, А.Ютикова, С.Скворцов и др.). В 1999 Шамиров ставит спектакль Затерянные в раю Н.Русетски, а театр отмечает свое десятилетие.
В 2000 Юрский выпускает Провокацию И.Вацетиса с Н.Теняковой, Е.Князевым и др., Райхельгауз – Записки русского путешественника Е.Гришковца с В.Бочкаревым и В.Стекловым. В репертуар театра входят также авторские моноспектакли Гришковца Как я съел собаку и Одновременно.
Режиссеры «Школы современной пьесы» нередко экспериментируют, беря псевдонимы и ставя собственные пьесы. Театр много гастролирует, участвует в международных фестивалях. В планах театра – постановка Чайки Б.Акунина.
Груева Е. Для собственного удовольствия. – Театральная жизнь, 1992, № 9–10
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»