КУЛИСЫ
КУЛИСЫ (coulisse – фр., кulisse – нем., wings – англ.), элемент декорации.
Представляет собой расположенные по сторонам сцены (от портала до задника относительно вертикально поднимающихся от планшета до колосников) узкие плоскости, на которых нарисованы части декорационной картины (деревья, фрагменты архитектуры и пр.), которые вместе с другими живописными плоскостями (наверху – горизонтальными падугами, в глубине – задником) составляют единую перспективу изображения места действия. Передвижения кулис, исчезновения одних и появления других служат средством перемен декорационных картин. Совершенствование театральной техники от века к веку позволяло все более убыстрять эти перемены, производить их «чище» и эффектнее.
Первоначально эти элементы декорации крепились на т.н. кулисных машинах, которые перемещались в щелях, специально прорезанных на разных планах сценического планшета. Изобретателем кулисных машин считается архитектор Джиовани Батисто Алеотти, – в построенным им в начале 17 в. театре герцога Фарнезе в Парме они были частью постоянного оборудования сцены. Опыты же применения кулис проводились и раньше: во Флоренции, в Венеции, в Лондоне, где их использовал выдающийся декоратор и архитектор Иниго Джонс.
А далее кулисы стали обязательной принадлежностью большинства театров мира – вплоть до настоящего времени. Когда художники стали отказываться от оформления спектаклей в виде воссоздаваемых в пространстве сцены живописных картин, и кулисы для этой цели перестали быть нужны, они сохранились в другом качестве – как элемент «одежды сцены». В обоих случаях одной из их функций является диафрагмирование пространства по ширине (порой оно бывает слишком велико для данного эпизода), а также для того, чтобы скрыть от глаз зрителей закулисное рабочее театральное хозяйство.
С другой стороны, некоторые художники и режиссеры стремятся, напротив, максимально полно раскрыть сцену, убирают кулисы (как и падуги), чтобы играть спектакль в пустом пространстве, никак не оформленном или оформленном современными дизайнерскими средствами выразительности.
Виктор Березкин
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»