КОСТРОМСКОЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР ИМ.А.Н.ОСТРОВСКОГО
КОСТРОМСКОЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР ИМ. А.Н.ОСТРОВСКОГО, русский театр, один из старейших в России. История его возникновения восходит к 1809. Репертуар молодого провинциального театра, созданного из крепостной труппы, составляли произведения драматургов древности (Еврипид, Плавт), классиков 16–17 вв. (У.Шекспир, Мольер, Фр.Шиллер, К.Гольдони). Особое внимание театр уделял русскому репертуару (Русалка, Эдип в Афинах В.Озерова, Димитрий Самозванец А.Сумарокова, Недоросль Д.Фонвизина). Во время нашествия Наполеона из Москвы в Кострому приехали артисты Императорского театра, пребывание московской труппы не могло не сказаться на развитии сценического искусства Костромы. В костромской труппе того времени состояли Лазов, Борисоглебский, Баженов, Львова-Синецкая. К середине 19 в. интерес к театру в Костроме немного снизился, поскольку в нем не было постоянного хозяина и средств на содержание. Современное здание театра построено в 1863 на пожертвования горожан. В любительских спектаклях принимал участие А.Писемский. В афише этого периода Недоросль Фонвизина, Разбойники и Коварство и любовь Шиллера, Сид и Эдип П.Корнеля, Гамлет, Отелло, Макбет Шекспира, Жорж Данден, Скапеновы проказы, Тартюф Мольера, Казак-стихотворец, Воздушные замки Н.Хмельницкого. В Кострому приезжали антрепризы Н.И.Иванова, К.В.Соловьева и других. На сцене театра играли М.С.Щепкин, П.Н.Орленев, К.А.Варламов, В.Ф.Комиссаржевская, М.Г.Савина, П.М.Медведев, О.О.Садовская, П.А.Стрепетова, П.М.Садовский, О.А.Правдин, М.М.Петипа. В конце 19 в. в театре ставили пьесы А.П.Чехова Предложение, Лебединая песня, Иванов, Дядя Ваня, произведения А.Н.Островского, Н.В.Гоголя, А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого, М.Ю.Лермонтова, И.С.Тургенева.
К 1917 положение театра резко ухудшилось – сказались низкое творческое состояние труппы, неудачное формирование репертуара. После 1917 в театр пришел Н.Ф.Костромской. С его приходом театр получил новый репертуар и хорошо подобранную труппу. В 1918 в Костроме состоялись гастроли МХТ со спектаклем На дне М.Горького, играли О.Л.Книппер-Чехова, В.И.Качалов, И.М.Москвин, В.Ф.Грибунин. В Костроме была создана театральная студия при Губернском отделе просвещения (впоследствии Театр студийных постановок под руководством А.Д.Попова). Студия открылась спектаклем Потоп Г.Бергера. Под руководством Попова в студии выросли молодые режиссеры В.П.Кожич, С.Г.Изаксон, актеры Н.Шипов, А.Короткова, Л.Ларина, В.Словачинский (Седой), К.Брин, Е.Мескатинов. В 1923 Костромскому театру было присвоено имя А.Н.Островского. Труппу театра в середине 1920-х годов составили актеры Петроградского Малого театра А.Н.Лесногорский, Н.Д.Богдановская, Я.И.Денисов, В.Ф.Щукин, В.А.Деметр. В репертуаре этого периода были современные пьесы Б.Лавренева, Н.Погодина, А.Файко и произведения классиков – Островского, Лермонтова, Шиллера, Гоголя.
В начале 1930-х годов режиссер Кожич очень тщательно подошел к выбору пьес – Город ветров В.Киршона, Высоты Ю.Либединского, Чудак А.Афиногенова, Ярость Е.Яновского. В течение этого десятилетия театр уделял особое внимание воплощению на сцене образа современника. Обновилась труппа, пришли молодые артисты В.Горяев, Л.Григорьева, А.Шемякина, А.Загорский, Г.Гумилевский, А.Смирнова и другие. В 1940-х годах на сцене театра Полководец Суворов И.Бахтерева и А.Разумовского, Парень из нашего города К.Симонова, Батальоны идут на запад Г.Мдивани. Из числа артистов театра сформировалась бригада для обслуживания действующих частей, которая выехала на Калининский фронт в 1943. В 1944 Кострома стала областным центром, театр получил статус областного. В том же году столетие Костромского драматического театра было отмечено постановкой Козьма Минин Сухорук Островского. В послевоенные годы на сцене театра появились спектакли Кремлевские куранты Погодина, Под каштанами Праги и Русский вопрос Симонова, За тех, кто в море Лавренева, Московский характер А.Софронова, Платон Кречет А.Корнейчука, Молодая гвардия А.Фадеева. В 1950 художественным руководителем театра был назначен В.А.Иванов, человек большого творческого диапазона, высокой культуры, безгранично влюбленный в творчество Островского. За десять лет его работы театр вырос творчески, упрочил репертуарные позиции. Особенностью этого периода стал поиск новых, неапробированных произведений, таких, как Вечный источник Д.Зорина. В спектаклях были заняты С.Астафьев, В.Макасеев, К.Ветковская, О.Полякова, А.Космачевский и другие.
В 1960-е годы театр испытывал серьезные трудности с режиссурой, за десять лет сменилось пять режиссеров (Т.Дударева, Б.Сапегин, А.Разинкин, Л.Тепляков). При этом создавались масштабные, самобытные спектакли: Иркутская история А.Арбузова, На берегу Невы К.Тренева, Финал П.Строгова, Встреча в веках Н.Сотникова, посвященная М.Глинке. На костромской сцене пьесой Человек перед выстрелом дебютировал как драматург журналист-международник Г.Боровик. В 1968 главным режиссером стал выпускник ГИТИСа П.Слюсарев. Поставленные им спектакли Живой труп Л.Н.Толстого, Собака на сене Л. де Вега, Ромео и Джульетта У.Шекспира, Дети Ванюшина С.А.Найденова, Сирано де Бержерак Э.Ростана. Трехгрошовая опера Б.Брехта показали, что от премьеры к премьере увереннее, самостоятельнее, свободнее становился творческий почерк молодого режиссера. В начале 1970-х годов театр приезжал в Москву со спектаклями Таланты и поклонники и Гроза Островского, Лейпциг-33 А.Компанейца и А.Кронфельда, В степях Украины Корнейчука.
С 1975 театр возглавляли А.Образцов, Б.Гутников, В.Симакин. На костромской сцене с успехом шли Протокол одного заседания А.Гельмана, Певец из Лилля Н.Сотникова, Чрезвычайный посол А. и П.Тур. Была широко представлена классика. С приходом в театр Симакина театр показал огромное количество постановок по пьесам современных драматургов и на современные темы (Ретро А.Галина, Пойти и не вернуться В.Быкова, Гибкая пластинка С.Есина и другие). На сцене театра играли М.Храбров, Ветковская, Ж.Вильбушевич, Л.Гаибова, К.Гулин, С.Рышников, И.Аркадьева, Л.Солнцева, Д.Швец и другие. В 1980-е годы в театре работали режиссеры В.Шиманский, Б.Красиков, В.Чебоксаров, Ю.Зайцев. В этот период театр принимал активное участие в различных фестивалях, смотрах и конкурсах. Со спектаклем Бедность не порок Островского в постановке Симакина Костромской театр побывал в 1982 на Всесоюзном фестивале молодежных спектаклей в Тбилисе и в 1983 на Всероссийском фестивале по пьесам Островского, посвященном 160-летию со дня рождения писателя. В своем городе театр устраивал тематические «Дни Островского» и сам принимал в них участие (Правда – хорошо, а счастье – лучше), много гастролировал по стране, в частности был в Риге и Вильнюсе. В репертуаре театра спектакли по произведениям современных авторов В.Кондратьева (Отпуск по ранению), Арбузова (Город на заре), А.Дударева (Последний взлет), А.Лауринчюкаса (Последняя просьба), а также Брехта, Горького, Островского. В 1987 за исполнение роли Вассы Железновой актрисе Солнцевой и за постановку спектакля Васса Железнова режиссеру Симакину была присуждена Государственная премия РСФСР. В 1991 главным режиссером театра был назначен В.Константинов.
С начала 1990-х годов в Костромском театре стало меньше удачных постановок, однако лучшие свои работы театр по-прежнему выставлял на суд зрителей на общероссийских фестивалях – в 1993 на Фестивале Российских театров во Владимире, посвященном 175-летию со дня рождения А.К.Толстого (спектакль Грозный), в 1998 на Фестивале «Дни Островского» в Костроме (спектакль Последняя жертва). Спектакль Костромского театра Василиса Мелентьева Островского (реж. Симакин) в стенах Ипатьевского монастыря стал настоящим событием. Театр обладает большим актерским потенциалом, давними традициями, продолжает оставаться центром культуры в Костроме. В 1997–1999 художественным руководителем театра был А.М.Цодиков.
См. также ФРОНТОВЫЕ ТЕАТРЫ (БРИГАДЫ).
Костромской драматический. Ярославль, 1984
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»