ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ТЕАТР КУКОЛ ИМ. С.В.ОБРАЗЦОВА
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ТЕАТР КУКОЛ ИМЕНИ С.В.ОБРАЗЦОВА, театр в Москве. С 1981 «академический», с 1992 «имени С.В.Образцова». Основан в 1931 на базе сектора детского театра Дома художественного воспитания детей, руководителем ГЦТК был назначен артист МХАТ-2 Образцов. В коллективе новосозданного театра были актеры А.Михайлов, Е.Сперанский, Е.Успенская, Е.Шольц, С.Шохин, П.Якшин, музыкант, портниха и столяр. Ведущим актером театра был старейший кукольник страны И.А.Зайцев. Формально работая с другими артистами и режиссером театра, он оставался самобытным «театром в театре». Скоро определилось кредо театра: «Не будем играть куклами то, что люди сыграли бы лучше». Первым спектаклем стал Цирк на сцене из репертуара Зайцева. 17 апреля 1932 состоялась официальная премьера нового театра Джим и Доллар А.Глобы в постановке Образцова (художник Т.Александрова, композитор В.Кочетов). Спектакль был хорошо принят зрителями. Одним из направлений работы Образцова в театре стала борьба за предельную образность театра, емкое типизированное отображение жизни. В сентябре 1932 была начата подготовка к формированию двух актерских групп, тогда же были приняты в труппу артист Государственного центртюза Б.Сахновский и артистка кукольного театра «Детская книга» З.Ермолинская. Вслед за ними в театр пришел артист А.Кусов. 1 января 1933 в театре были образованы две группы, которые порознь играли спектакль Джим и Доллар, а объединенно репетировали пьесы Эхо-болтун и Поросенок в ванне. В первой группе работали Михайлов, Сперанский, Успенская, Шольц, Шошин, во второй Ермолинская, Кусов, М.Наумова, Сахновский, Якшин. В 1930-е годы театром были выпущены спектакли Братья Монгольфье Г.Владычиной и Е.Тараховской (1934, постановка Образцова), Пузан Г.Матвеева (1934, постановка Образцова и Сахновского), Каштанка Сперанского по повести А.П.Чехова (1935, постановка Образцова), Сказка о попе и работнике его Балде А.С.Пушкина (1936, постановка Образцова), Терем-теремок С.Маршака (1940, постановка Образцова и Н.Сухоцкой) и другие. В этот период в театре работали художники Сахновский, Александрова, В.Терехова, Е.Гвоздева, Б.Тузлуков, Образцов.
Театр работает не только с традиционными куклами, выпускались и марионеточные спектакли (Гусенок Н.Гернет и Т.Гуревич; Конек-Горбунок В.Курдюмова по сказке П.Ершова). Самым значительным спектаклем этого периода стал спектакль Каштанка, проникновенно передававший состояние покинутого, заброшенного существа, медленно обретающего новую жизнь. Первым спектаклем для взрослых был спектакль Волшебная лампа Алладина, сыгранный куклами на тростях (1940). Главной заботой Образцова была деминиатюризация кукольного театра – фигуры и декорации в нем должны были быть видны на больших пространствах большому числу зрителей. Так появилась громадная тростевая кукла, был разработан тип куклы с механизмами внутри и снаружи, которые давали возможность выполнять движения, сравнимые с человеческими. Тростевых кукол, в силу их размера, веса и сложной системы рукояток и струн, часто держали и управляли ими три человека. Вскоре таких кукол в различных представлениях можно было увидеть по всей стране.
В 1937 Московский городской Совет выделил театру кукол здание, в начале Великой Отечественной войны оно было повреждено. Во время войны театр был эвакуирован в Новосибирск. Была создана фронтовая бригада, работавшая в прифронтовой зоне. По просьбе командования Сибирского военного округа артисты обучили красноармейцев играть куклами, и на фронте возникло шестнадцать фронтовых кукольных театров.
В послевоенный период театр продолжил работу в старом здании. Были поставлены спектакли Веселые медвежата М.Поливановой (1945, постановка Образцова), Маугли Гернет по Р.Киплингу (1945, постановка Образцова и В.Громова), Золушка Т.Габбе (1946, постановка Громова) и др. Тогда же был выпущен спектакль для взрослых Необыкновеный концерт Образцова (1946), ставший визитной карточкой театра наравне с более поздней Божественной комедией И.Штока (1961, постановка Образцова и С.Самодура). Необыкновенный концерт (первоначальное название до 1949 Обыкновенный концерт) претерпел новую редакцию в 1968, в которой приняли участие Образцов, А.Бонди, З.Гердт, З.Паперный и другие.
В 1940-е годы оформляли спектакли и изготавливали кукол художники Гвоздева, Н.Солнцев, В.Мюллер и другие. В 1950-е годы театр выпустил 15 спектаклей для самых маленьких зрителей и для взрослых. В разные годы театр выезжал на гастроли в города СССР, побывал в Австрии, Бельгии, Голландии, Дании, Индии, Испании, Канаде, Сирии, Ливане, США, Франции, Югославии, Японии. Везде русских кукольников принимали с огромным интересом. В 1960-е и 1970-е годы театр обращался к творчеству К.И.Чуковского. Спектакли В гостях у Чуковского (1962) и Наша Чукоккала (1973), талантливо оформленные художником П.Шенхофом, были с восторгом приняты маленькими зрителями, до сих пор не сходят с афиши театра. Спектакли ГЦТК строятся всегда как спектакли «актерские». За десятки лет театр Образцова превратился в самый крупный мировой кукольный центр, с двумя зданиями на Садовом кольце в Москве, двумя сценами, зимним садом, самой полной и единственной в России библиотекой, где собрана вся известная литература о куклах, крупнейшим в мире Музеем театральных кукол, где нет ни одной копии – все подлинники, архивами бесценных документов, фотографий, фото-, видео-, аудио-, кинофондов. В 2001 театр принял участие в организации Первого международного фестиваля кукол, носящего имя С.В.Образцова и приуроченного к столетию мастера.
См. также КУКЛА ТЕАТРАЛЬНАЯ.
Смирнова Н.И. Театр Сергея Образцова. М., 1971
Государственный Ордена Трудового Красного Знамени Центральный театр кукол под управлением С.В.Образцова. М., 1980
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»