БОБСЛЕЙ
БОБСЛЕЙ, (от англ. bobsleigh, bobsledding – сани для катания с гор) – скоростной спуск с гор на цельнометаллических управляемых санях по специально оборудованному ледяному желобу, зимний командный вид спорта, один из самых скоростных и опасных видов, входит в программу Зимних Олимпиад. Начал развиваться как вид спорта еще в 19 в. В 1884 жители швейцарских Альп соревновались в скоростном спуске с горы от городка Санкт-Мориц до городка Селерина, где на финише победитель получал приз – бутылку шампанского.
Первые стальные сани («боб»), похожие на современные, приблизительно в 1900 построил Карл Бенцинг, немецкий оптовый торговец текстильными изделиями. Первая трасса для бобслея была проложена в 1902 в городке Санкт-Мориц, и там же в 1923 была сформирована Международная федерация по бобслею и тобоггану (вид саней без полозьев, существовавших у североамериканских индейцев). Первый чемпионат мира по бобслею проходил в 1927 также в Санкт-Морице. Бобслей вошел в программу уже самых первых зимних Олимпийских игр – в 1924. В настоящее время соревнования по бобслею проводятся как среди мужчин, так и среди женщин.
Если в первые годы существования этого вида спорта сани для бобслея делали, в основном, из дерева, то сегодня корпус боба изготавливают из стеклопластика, алюминия и даже из специального особо прочного материала кевлара, из которого производят бронежилеты. Кузов устанавливается на стальное шасси, основными узлами которого являются поворотный передний и неподвижный задний мосты, опирающиеся на металлические полозья, похожие на коньковые. Подвижный передний мост позволяет пилоту управлять санями, летящими по желобу со скоростью значительно превышающей 130–150 км/час. Между передним и задним мостами расположен тормоз из особо прочной стали в виде гребенки, позволяющий останавливать боб в случае необходимости. Передняя часть боба называется носовым конусом, максимальный вес саней составляет около 630 кг.
Конструкции современных бобов разрабатываются в соответствии с достижениями науки и техники, их новые образцы испытываются в аэродинамических трубах, они чрезвычайно дороги. Интенсивные исследования по созданию все более скоростных бобов настолько интересуют конкурирующие страны, что их представители нередко занимаются промышленным шпионажем, воруя друг у друга секреты наиболее перспективных конструкций и узлов.
Боб.
Существует сани двух видов – двухместные и четырехместные. Длина двухместного боба – 2,7 м, ширина 0,67 м, его масса не может превышать 165 кг, совокупный вес членов экипажа – не более 200 кг. Показатели четырехместного боба, соответственно, составляют 3,8 м при той же ширине, масса саней 230 кг, вес экипажа – 400 кг. Главным членом экипажа является пилот-рулевой, он обладает полномочиями капитана команды и сам подбирает ее состав: толкачей и тормозящего. В бобе рулевой располагается впереди и управляет передним мостом с помощью двух колец, соединенных гибкими тягами с передними полозьями; сидящий в хвосте корпуса тормозящий отвечает за остановку боба и вовремя приводит в действие тормозной стержень. В середине четырехместного боба располагаются двое толкачей, которые сначала выполняют важную для всего спуска работу: разгоняют боб на старте. Но в процессе самого спуска они служат лишь «разумной» нагрузкой и смещаются в нужную сторону на очередном вираже, согнувшись как можно ниже и спрятав головы, чтобы уменьшить лобовое сопротивление.
Толкача и тормозящего выбирают обычно из физически сильных, мощных спортсменов. Как правило, до бобслея многие из них занимаются тяжелой атлетикой, достигнув в ней высокого уровня. В конце 20 в. бобслеем начали заниматься не только мужчины, но и женщины.
Скорость.
Наибольшая скорость тяжелого четырехместного боба на трассе может превышать 150–160 км/ч. Максимальная скорость более легкого боба-двойки несколько меньше. Длина желоба составляет 1500–2000 м, его уклон – от 8 до 15 градусов. Трасса обычно имеет до 15–20 профилированных виражей различной степени трудности. Стенки желоба покрыты слоем естественного или искусственно намороженного льда. Скоростной спуск по ледяному желобу нередко бывает очень опасным, травмы спортсменов в этом виде нередки. В 1950 на трассе бобслея в Шамони (Франция) в один день погибли три спортсмена. После этого в целях безопасности профиль трассы изменили так, чтобы обеспечить рулевым полный контроль над санями.
Трассы бобслея бывают разные. Больше всего трасс минимальной длины – 1500 м, но есть желоба большей протяженности и с большим числом сложных виражей, где от рулевого требуется высокое мастерство, чтобы точно вписываться в повороты, не касаясь стен желоба, что обычно резко снижает скорость боба и ухудшают конечный результат. На особо крутых виражах стенки желоба обычно возвышаются метров до 6. Лучшие современные трассы обычно выполняются из бетона, вдоль всей длины стенок желобов вделаны холодильные трубы, в результате чего температура льда поддерживается постоянной, и он никогда не тает. Организаторы зимних Олимпийских игр 1994-го в Лиллехаммере (Норвегия)проложили трассу бобслея в строгом соответствии с рельефом местности, создав повороты около естественных препятствий так заботливо, что им не пришлось спилить ни одного дерева.
Правила.
Перед стартом в верхней точке желоба боб разгоняется командой, которая вскакивает на борт и занимает места после набора санями скорости. Отсчет времени начинается при пересечении передними полозьями линии старта. Правила позволяют бобслеистам во время спуска меняться местами в бобе, хотя это бывает крайне редко. Все члены команды обязаны иметь шлемы, их форма выполнена из специальной ткани, снижающей силу сопротивления воздуха при движении, а также наколенники и очки. В том случае, если во время соревнований член команды получает травму, он может быть заменен другим. Если повреждения в ходе соревнований получают сани, они по решению судей могут быть заменены другим бобом того же типа. На подошвах обуви членов команды, которую перед стартом проверяют судьи, имеются до ста микрошипов, позволяющих спортсменам разгонять сани, не оскальзываясь при этом на ледяной поверхности старта.
Во время соревнований команда может быть дисквалифицирована, если ее члены не имеют защитных шлемов. Кроме того, дисквалификации подлежат команды, уличенные в подогреве полозьев боба для лучшего скольжения или использующие дополнительный балласт для повышения скорости спуска. Правила также запрещают участникам команд иметь на шлеме, одежде или санях рекламу фирм, не согласованную с организаторами соревнований.
Соревнования.
В состязаниях по бобслею каждая команда совершает по 4 спуска, победительницей становится та, чье суммарное время (по всем 4 спускам) минимально.
С 1957 по 1968 на всех крупных международных соревнованиях побеждала итальянская команда, возглавляемая рулевым Эудженио Монти; итальянцы, имеющие трассы высокого класса, выиграли 11 чемпионатов мира, а на Олимпиаде 1968-го заняли первые места по спускам на бобе-четверке и бобе-двойке. В 1976 в Инсбруке (Австрия) мировым лидером по бобслею стала команда ГДР благодаря тому, что у ее боба были лучшие аэродинамические характеристики – более совершенная обтекаемая форма с предельно гладкой поверхностью обшивки, а также самые рослые и мощные толкачи; капитаном ее был Майнард Немер. Он привел свою команду к победам и на четверке, и на двойке. В 1984 такого же двойного успеха добился пилот из ГДР Вольфганг Хоппе. В период с 1976 по 1984 команда ГДР завоевала 10 из 18 медалей, причем 6 из них – золотые.
Популярность бобслея постоянно растет. На зимних Олимпийских играх 1988-го в состязаниях по бобслею участвовали команды даже таких государств как Виргинские острова, Мексика, Австралия, Новая Зеландия, Португалия, Тайвань и Монако, между прочим, в команде последнего рулевым на бобе-двойке выступал сам принц Альберт. Тогда же команда Ямайки, возглавляемая Дадли Стоуксом, покорила сердца болельщиков своим лихим стилем и непредсказуемой манерой управления санями. Во время одного из спусков их четверки боб, завалившись на бок, взлетел в воздух и врезался в стенку желоба. Никто из членов команды не пострадал, но впоследствии ее рискованные олимпийские выступления стали основой видового фильма Ледовые гонки (Cool Runnings).
Организация.
Бобслеисты мира объединены в Международную федерацию бобслею и тобоггану, в настоящее время в нее входят 60 стран. Среди них имеются страны с жарким климатом, такие как Антильские острова, Израиль, Бермудские острова, Индия, Мексика, Ливан, Тринидад и Тобаго и др.
В СССР бобслей как вид спорта не существовал до 1980, когда в Латвии первые энтузиасты бобслея сконструировали и построили сани собственной конструкции из заводских отходов. Кстати, на Олимпиаде в Сараево в 1984, где советские бобслеисты Синтис Экманис и Владимир Александров в единственный раз за всю историю участия СССР/России в зимних Олимпиадах завоевали «бронзу», эта оригинальная конструкция советских инженеров была признана одной из наиболее удачных. Ряд ее узлов и деталей были даже впоследствии заимствованы крупными международными компаниями, строящими сани для сильнейших бобслеистов мира.
Основными «бобслейными» странами, чьи спортсмены в основном первенствуют на зимних Олимпиадах, розыгрышах Кубков и Чемпионатов мира, считаются Швейцария, Германия, Италия, Австрия, Канада.
На последней Олимпиаде в Турине (2006) победителями в заездах бобслеистов на бобах-двойках стали Андре Ланге и Кевин Куске (Германия), на втором месте оказались канадцы Пьер Людерс и Лассель Браун, на третьем – швейцарцы Мартин Аннен и Бит Хефти. Лучшие из российских спортсменов, Александр Зубков и Алексей Воевода стали четвертыми, причем эта пара смогла установить скорости разгона на старте.
В соревнованиях бобов-четверок на Олимпиаде в Турине-2006 победила опять-таки немецкая команда во главе с Андре Ланге (Рене Хоппе, Кевин Куске, Мартин Путце), вторыми стали россияне – Александр Зубков, Филипп Егоров, Алексей Селиверстов, Алексей Воевода).
В соревнованиях женщин на бобах-двойках победили немки Сандра Кириасис и Аня Шнайдерхайнце, второе место заняли американки Шона Робок и Валери Флеминг, третье – итальянки Герда Вассенштейнер и Дженнифер Исакко. Российские бобслеистки заняли на Олимпиаде-2006 седьмое место.
Ответь на вопросы викторины «Спорт»