ФЕТИШИЗМ
ФЕТИШИЗМ (в антропологии) – почитание материального объекта, фетиша, в котором, как считается, пребывает дух, и который, как полагают, влияет на жизнь и судьбу индивида или группы. Термин используется также в психопатологии в более ограниченном смысле (см. ниже). Это слово было впервые употреблено португальскими исследователями при описании практики почитания аборигенами западной Африки некоторых деревянных изображений. Фетишизм является традиционным для большинства населения таких стран как Замбия, Ботсвана, Кот-Д’Ивуар, Мозамбик и др.
Фетишем для африканца может послужить фактически любой осязаемый предмет. Сила фетиша не соотносима ни с размерами, ни с практической значимостью предмета. Фетишу приписывается обладание всеми человеческими чувствами. Он и любимый сотоварищ, на которого его владелец может полагаться, и он же может быть благодетелем по отношению к своему почитателю.
Фетишизм процветает не только в Африке – его можно найти повсюду, где живет человек. Почитание камней, например, распространено в столь отдаленных друг от друга местах как северная Азия (туранские племена) и Северная Америка (индейцы Дакоты). Он был чрезвычайно распространен в средневековой Англии. Лапки кроликов и вещицы, носимые «на счастье» современными американцами, показывают, что распространение фетишизма, даже в самом примитивном смысле, не ограничивается кругом первобытных народов.
Фетишизм одной группы людей не обязательно характерен для другой. Характер внешних проявлений веры в духов, пребывающих в предмете, может оставаться одним и тем же, но психологическая и социальная значимость фетиша может изменяться от общества к обществу или от культуры к культуре. Современного этнолога сходства в обычаях интересуют меньше, чем его предшественника 19 в., поскольку первый более склонен к выявлению психологических потребностей, удовлетворению которых служит конкретная практика в конкретной культуре.
В психопатологии термин фетишизм имеет более строгое употребление, поскольку под ним подразумевается факт получения индивидом полового возбуждения от некоторых неодушевленных предметов, в частности, от предметов одежды в отличие от «нормальных» стимуляторов секса. Так, например, у мужчины сексуальное возбуждение могут вызывать предметы нижнего белья женщины, а само ее тело может оставлять его равнодушным. Некоторые элементы верхней одежды не обязательного интимного свойства, например, такая деталь обычного костюма как туфля или пояс, могут возбуждать сильное сексуальное чувство.
Патологический фетишизм не следует смешивать с коллекционированием сувениров, произведений искусств и т.п., столь распространенным у всех народов как дописьменных, так и цивилизованных. Преданное отношение влюбленного к носовому платку его отсутствующей возлюбленной – пример не более чем метафорического вида фетишизма. И только когда он обращается к почитанию предметов в ущерб более производительному поведению (когда, например, сексуальное возбуждение вызывается только каким-либо видом несексуальных объектов) можно говорить о психосексуальном расстройстве.
Сколько времени существует человек – столько времени он и вкладывает свои эмоции в предметы. Но только в тех случаях, когда человек отделяет себя от реальности настолько, что позволяет внешним предметам управлять своей жизнью (как, например, в западно-африканских традиционных верованиях) – только в таких случаях фетишизм оказывается в разладе с цивилизацией.
Ответь на вопросы викторины «Новый Год и Рождество»