СУДА РЕЧНОГО И ПРИБРЕЖНОГО ПЛАВАНИЯ
СУДА РЕЧНОГО И ПРИБРЕЖНОГО ПЛАВАНИЯ, обычно отличаются по конструкции от океанских пассажирских и торговых судов, поскольку предназначены для плавания по спокойной воде. Пассажирские суда как с паровыми машинами, так и с двигателями внутреннего сгорания еще ходят по оживленным линиям в Ирландском и Северном морях, во фьордах Норвегии, в проливе Ла-Манш и на Средиземном море. Большие, хорошо оборудованные колесные и винтовые пароходы и теплоходы плавают по судоходным рекам, в частности по Рейну, Дунаю, Волге, Ла-Плате. По рекам экваториальной Америки, Африки и Азии чаще плавают суда с кормовым гребным колесом, но в развитых странах шире используются суда с дизельными двигателями и водометными движителями.
Экскурсионные и туристские суда. Прогулочные суда имеют, как правило, длину от 15 до 25 м, двигатели внутреннего сгорания, одну или две палубы и используются в крупных портах и на морских курортах. Экскурсионные речные суда, длиной от 60 до 90 м, с паровыми машинами или двигателями внутреннего сгорания, имеют две, три или четыре палубы; верхняя палуба обычно делается свободной для танцев и отдыха. Плавные обводы этих судов служат скорее декоративным целям, а не функциональным, хотя некоторые из таких судов развивают скорость до 15–17 узлов. Большинство судов этого типа – американские, однако появились экскурсионные суда и других стран. Туристские суда рассчитаны на рейсы продолжительностью несколько дней или даже недель.
Паромы.
Паром – это, по существу, плавающий мост. Его единственная функция – дать возможность преодолеть водное препятствие наземным экипажам, пассажирам и животным. Большие водные препятствия всегда требовали паромных переправ, однако со временем люди научились строить крупные мосты и тоннели, которые успешно вытесняют паромы.
Простейший паром – это деревянная или стальная баржа, приспособленная для погрузки и разгрузки с помощью аппарелей, которые при причаливании опускаются на причал или берег, а перед отчаливанием поднимаются. На коротких переправах паром тянут тросом; для этого на берегу или на пароме ставят мотор с лебедкой. Если паром тянут буксиром, то он швартуется к парому борт о борт; иногда и на паром ставят гребные колеса.
Паром с приспособлениями для погрузки и разгрузки на носу и на корме.
Большинство паромов приспособлено для погрузочно-разгрузочных работ как с носа, так и с кормы; они могут двигаться передним и задним ходом. Ранее они приводились в движение гребными колесами, а теперь гребными винтами, установленными и на носу, и на корме. Автомобили перевозят на главной палубе; нос и корма имеют одинаковую конструкцию для удобства причаливания, загрузки и выгрузки. Планировка может меняться в соответствии с ожидаемым соотношением автомобилей и пеших пассажиров. На современных паромах стоят дизельные или дизель-электрические двигатели либо паровые машины.
Паромы с приспособлениями для погрузки и разгрузки с одной стороны.
Такие паромы используются на больших судоходных реках. Они причаливают носом вверх по течению, а погрузка и разгрузка производятся по бортовым сходням. Для увеличения вместимости и возможности маневрирования автомобилей их палуба делается почти прямоугольной или овальной. И в прошлые времена, и ныне наиболее часто встречающийся тип крупного парома – катамаран: он представляет собой два корпуса, соединенных надстройкой, между которыми расположено гребное колесо с приводом.
Морские паромы.
Существуют огромные паромы для перевозки железнодорожных вагонов и большого количества грузовых автомобилей в различных районах мира (например, через Ла-Манш, Зундский пролив, Каспийское море).
Гурович А.Н., Асиновский В.И. Суда прибрежного и портового плавания. Л., 1978
Смирнов Н.Г., Чижов А.М. Теория и устройство судов. М., 1981