РЫБОПРОМЫСЛОВЫЕ СУДА
РЫБОПРОМЫСЛОВЫЕ СУДА. В 20 в. в рыбном промысле развитых стран корабли со стальными корпусами и дизельным двигателем постепенно вытеснили деревянные суда с парусной оснасткой. Изменились конструкция, эксплуатационные данные рыбопромысловых судов и их оборудование. В бурном развитии рыбной промышленности лидировали европейские страны, Япония и США.
ОРУДИЯ ЛОВА
Тип добывающего (рыболовного) судна определяется его орудиями лова и особенностями соответствующего оборудования, необходимого для конкретного вида промысла.
Тралы.
Размеры и конструкции тралов весьма различны. Сетной мешок любого трала делается в форме воронки с открытым входом, но без выхода. Траловая сеть буксируется парой тросов (ваеров) над морским дном (бывают тралы донные, глубинные и разноглубинные); вход сети всегда поддерживается в открытом состоянии с помощью набора поплавков и пары деревянных распорных щитов, прикрепленных к ваерам и потому действующих по принципу воздушного змея (или плавучего якоря).
Кошельковые невода.
У морского кошелькового невода длинные (как у старинного кошелька) боковые сетные стенки, висящие вертикально; верх их поддерживается поплавками, а низ оттягивается грузилами. Нижняя часть невода устроена так, что может стягиваться и превращаться в ловушку для рыбы. Пойманная рыба скапливается в сравнительно небольшой донной части невода, которая и вынимается на борт судна прикрепленными к ней подъемными канатами.
Жаберные сети.
В таких сетях рыба застревает, зацепляясь жаберными крышками за ячеи сетного полотна, вершина которого натягивается по прямой линии, а стенка висит вертикально.
Крючковые снасти.
При лове товарной рыбы применяют снасть типа яруса или перемета (множество крючков на поводках крепится к длинному натянутому шнуру). Концы яруса очень большой длины обычно надежно удерживаются якорями с буями.
Драги.
Заборная часть драги представляет собой последовательность металлических скребков, за каждым из которых находится проволочный черпак для сбора сгребаемых с морского дна устриц и морских гребешков. Основным узлом заборной части гидравлической драги для сбора моллюсков являются салазки с ножом спереди и цепным черпаком сзади; водометные сопла, расположенные перед ножом, облегчают съем моллюсков.
Гарпуны.
Гарпун – это метательное орудие, к заднему концу штока которого прикреплен канат; наконечник гарпуна либо зазубрен, либо имеет поворотные лапы, благодаря чему и удерживается в теле кита или рыбы.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО РЫБОПРОМЫСЛОВОГО ФЛОТА
Исследования районов промысла.
Регулярное изучение рыбных угодий Мирового океана началось после Второй мировой войны и активно ведется при поддержке и под контролем ООН и других международных организаций. Чтобы участвовать в программе этих исследований, многие страны построили специальные исследовательские суда. В последнее время особое значение придается внедрению электронных методов при поиске рыбных косяков, созданию судов, их двигателей и орудий лова усовершенствованной конструкции, более эффективным методам обработки и хранения улова.
Состав рыбопромыслового флота.
Модернизация добычи морепродуктов на базе современной техники радикально изменила сами принципы рыбного промысла, складывавшиеся веками. Современный рыбопромысловый флот состоит из специализированных судов, совокупность которых обеспечивает бесперебойное выполнение всех традиционных задач добычи и переработки в течение длительного периода времени. К ним относятся не только добывающие суда, но и плавучие рыбоперерабатывающие заводы, производственные траулеры-рефрижераторы, плавучие базы и транспортные суда.
Рыбоперерабатывающие суда.
Плавучие перерабатывающие заводы применялись в китобойном промысле с давних пор, а с 1933 суда такого типа стали использоваться для переработки улова траулеров. На современном плавучем заводе выполняются все процессы переработки добытых морепродуктов, включая чистку, разделку, замораживание, брикетирование, расфасовку, упаковку, консервирование, извлечение рыбьего жира, изготовление пищевых продуктов.
Траулеры-рефрижераторы.
Полная грузоподъемность таких судов составляет от 2000 до 3000 т, численность команды доходит до 90 человек. Эти траулеры оборудованы автоматическими линиями переработки продуктов улова, морозильными камерами и складами. Русские, норвежские и исландские суда этого типа производят соленые, консервированные и замороженные продукты. Производительность таких траулеров от 50 до 90 т рыбы в сутки. Малые кормовые и бортовые траулеры служат только как добывающие (рыболовные) или разведочные суда.
Плавучие базы.
В условиях длительной путины в районах промысла, отдаленных от портов приписки добывающих судов, они и их команды обслуживаются специально предназначенными для этих целей плавучими базами; на таких базах располагаются административные органы флота, средства связи с землей, госпитали и дома отдыха. Длина такой базы достигает 152 м; она же является, как правило, и рыбоперерабатывающим заводом.
Транспортные суда.
Перевозки в рыбной промышленности все больше и больше выполняются либо большими судами-рефрижераторами, либо специально построенными транспортами или приспособленными для этих целей кораблями торгового флота. Перевозки включают доставку улова и продуктов переработки на рынки сбыта, поставку необходимых материалов и продуктов рыбопромысловому флоту и периодический обмен его личного состава. См. также РЫБЫ
Флот рыбной промышленности (спр.). Л., 1972
Тосито Ц. Японские промысловые суда. Л., 1982
Кулагин В.Д. Теория и устройство промысловых судов. Л., 1986