ИРОКЕЗЫ
ИРОКЕЗЫ, племенная конфедерация американских индейцев центрального штата Нью-Йорк, существовавшая в 17 и 18 вв., представляла собой наиболее организованную и наиболее мощную политическую организацию индейцев к северу от Мексики. Наименование ирокез скалькировано с французского «irinakhoiw», «люди гремучей змеи», эпитета, которым их наградили их традиционные враги алгонкины, хотя их собственное самоназвание звучало как «hodenosaune», «люди длинных домов».
Первоначально Лига ирокезов состояла из пяти племен, известных как Пять наций с востока на запад: могавки, онайда, онондага, каюга и сенека. В 1712 к ним присоединились их родственное племя тускарора, уходившее на север от каролинов. Пять (а после 1712 шесть) наций существовали в окружении других ирокезских племен, говоривших на родственных языках и ведших похожий образ жизни. На севере в Канаде существовала сильная конфедерация гуронов: торговцев, союзников французов и врагов Пяти наций. Западнее Пяти наций проживали индейцы тобакко и нейтралы, которых называли так из-за их стремления оставаться в стороне от ирокезско-гуронских войн; в центральной Пенсильвании жили саскеханна или конестога; далее на Запад эри. Хотя чероки юга говорили на одном из ирокезских языков, их обычно рассматривают отдельно. Взятые вместе, ирокезские племена насчитывали в самые лучшие для них времена до 40 тысяч человек, из которых от десяти до семнадцати тысяч принадлежали к Пяти нациям.
Ирокезы жили в огороженных деревнях, насчитывавших до трех тысяч жителей. По мере того, как земледелие истощало почву и с охотой уменьшалась масса зверей, деревня переселялась на новое место по крайней мере дважды за жизнь одного поколения. Мужчины занимались охотой, рыболовством и войнами, а женщины ухаживали за 2 посевами. Мясо давали олени и другие местные животные, а чуть подпорченная рыба дополняла диету.
Жители деревни жили в длинных домах, представлявших собой прямоугольные строения с бочкообразными крышами длиной 18 м, с бревенчатыми срубами и крышами из коры вяза. В каждом из длинных домов размещались группа женщин, связанных между собой по женской линии родства, их мужья и дети. Именно эта группа женщин-родственниц (называемая овачира) составляла основную общественную единицу у ирокезов. Мужчины не обладали большим правом голоса в управлении домашним хозяйством: ирокезская женщина могла развестись со своим мужем, просто выставив его пожитки из дома. Руководящая роль в овачире принадлежала старейшей женщине, которая управляла земледельческими работами и совместной работой женщин, решала споры и назначала мужчин, представлявших группу в родовых и племенных советах и в совете Лиги. У ирокезов женщины практически единолично управляли, ни в одном другом обществе женщины не обладали настолько большой такой полнотой власти.
Помимо охоты основным занятием мужчин была война, которую они могли вести с такой энергией, которая делала ирокезов грозой для соседей индейцев. Вероятно, наихудшей чертой ирокезских военных действий была их практика истязания пленников, которые могли оставлять живыми в течение многих дней, подвергая одновременно самым изощренным пыткам, какие возможно придумать. Затем их поедали. Странно, но это был садизм без ненависти: ирокезы относились к жертве с уважением, которого заслуживал храбрый воитель; часто за день до начала пытки ему давали женщину; поощряли его к проявлению храбрости, бросая вызов своим мучителям, и съедали его с тем, чтобы обрести достоинство уважаемого человека. Пленных женщин и детей, и тех воинов, которых не подвергали пыткам, обычно принимали в свое племя.
Ирокезы верили в высшее существо, Хозяина жизни, который постоянно боролся со своим злым братом, Каменным Плащом. Они верили также в существование сверхъестественной силы по имени оренда, которая пронизывала весь мир и наделяла мужчин духовной силой и способностью совершать великие подвиги. Тайные общества занимались лечением больных. Наиболее известным было общество маски. Его члены носили гротескные маски, представлявшие духов болезни с лицами, избитыми в соревновании с Хозяином жизни. Главный религиозный ритуал проводился в середине зимы с тем, чтобы помочь Хозяину жизни вернуть обратно весну.
Главенствующее положение в политической жизни ирокезов занимала Лига ирокезов, которая в соответствии с устной традицией была основана в 1570 гуронским изгнанником и пророком по имени Деганавида и его учеником вождем племени могавка Гайавата (у которого только имя совпадало с героем поэмы Г.У. Лонгфелло). Племена члены Лиги обязались сохранять мир между собой, и создали постоянный совет из пятидесяти вождей или сейчемов, которые регулярно встречались каждое лето на территории племени онондага. Место в Лиге передавалось по наследству в рамках определенных овачир, но заслуженные лица образовывали группу «Сейчемов сосны» и имели право выступать в совете, хотя и без права голоса. На практике совет Лиги мог лишь давать советы и не обладал более широкими полномочиями функциями; хотя племена и поддерживали «великий мир» друг с другом, они не обязательно действовали согласованно в индейских и колониальных войнах.
Будучи однажды созданной, Лига наращивала свою силу. В середине 1600-х гг. ирокезы разгромили гуронов, своих основных соперников по торговле и со временем разметали, поглотили или превратили в своих данников другие ирокезские и алгонкинские племена вокруг себя. Французы, которые были врагами ирокезов с того времени, когда Самуэль де Шамплейн, разбил военную группировку могавков в 1609, и безуспешно пытались уничтожить их; к середине следующего века ирокезы доминировали над всем регионом Нью-Йорка и Нижней Канады, поддерживая отношения равных со своими союзниками англичанами. Поражение французов во французско-индейской войне частично объясняется и усилиями ирокезов. Однако американская революция расколола Лигу: племена тускорора и онейда поддержали восставших колонистов в то время, как другие племена помогали англичанам. Наконец, в 1779 американский генерал Джон Салливан уничтожил основу силы ирокезов, сжегши их деревни и поля, после чего для ирокезов наступил период упадка, от которого они никогда не сумели оправиться.
В своей истории ирокезы дали много известных личностей. Тайенданеги или Джозеф Брант, воин племени могавк и полковник британской армии, возглавлял ирокезов против американцев в революционной войне; его шурин, сэр Уилльям Джонсон был главным британским эмиссаром у ирокезов и был ими принят в свое племя. Другими важными фигурами были Красный Камзол, пламенный оратор племени сенека; его соперник вождь племени сенека Корнплантер, который воевал против американцев, стал позже их другом и, в конечном счете, был вынужден уступить им землю своего народа; Хэндсам Лейк, пророк новой ирокезской религии; Катерин Текаквита, девушка из племени могавков, одна из первых обратившаяся в католическую веру.
В начале 21 в. ирокезы насчитывают примерно 23 тыс. человек. Живут в нескольких резервациях в США и Канаде: шесть резерваций в штате Нью-Йорк, три в Канаде, одна в штате Оклахома и одна в штате Висконсин. Остатки совета Лиги все еще сохраняются в Нью-Йорке и Канаде. Вне резерваций наиболее известной ирокезской группой является могавикская колония в городе Нью-Йорк, чьи члены специализируются в области строительства высотных стальных конструкций.
Ответь на вопросы викторины «Древний мир»