Раскрыт 500-летний секрет венецианской акустики
Живопись, архитектура, предметы быта и пр. часто доходит до нас из глубины веков почти в первозданной красоте и величии. Но, музыка, а точнее, исполнительское мастерство певцов и музыкантов далекого прошлого - удел лишь историков.
До сих пор к такой категории мифов и легенд относилась и знаменитая акустика венецианских дворцов. Акустика, раскрывающая удивительную сложность полифонии и многоэлементной музыки эпохи Возрождения, с несколькими группами хоров, с одновременной игрой двух органов и пр.
Для специалистов всегда оставалось тайной, как могла существовать такая сложная музыка при абсолютно ужасной рокочущей акустике венецианских базилик и церквей, акустике, которая напрочь уничтожает все сложнейшие пространственные "стереоэффекты" разделенного хора.
Последние исследования, проведенные в Венеции дали ошеломительные результаты, которые заставляют совершенно по-новому взглянуть не только на архитектурные особенности венецианских дворцов и храмов, но и оценить мастерство музыкантов и акустиков эпохи Возрождения. Результаты этих исследований - плод совместной работы физиков, акустиков и историков.
Начиналось все с того, что в результате сложных измерений, были созданы точные компьютерные модели двух самых знаменитых залов в Венеции: Собора Святого Марка и творения великого Андреа Палладио - церкви Иль Реденторе (Церковь Спасителя).
Затем, благодаря участию в проекте историков, акустические модели храмов были дополнены многочисленными деталями интерьера: деревянными стульями, гобеленами и пр. В том числе были скрупулезно определены все зоны в самом храме, где стояли и сидели слушатели во время праздничных богослужений. При этом разделенный хор по уникальному замыслу главного архитектора Венеции Якопо Сансовино располагался на поднятых балконах галерей, так называемых перголах.
Результаты моделирования поразили самих исследователей. Например, в настоящее время, в соборе Сан-Марко время реверберации, т.е. время, за которое уровень отраженного звука уменьшается до степени его неразличимости, составляет целых 7 секунд. Такого длительного эха достаточно, чтобы напрочь погубить полифонию и полностью размыть эффект разделенного хора. Но, как только была восстановлена реальная картина средневекового интерьера и были расставлены посетители, картина разом преобразилась и время реверберации сразу уменьшилось вдвое. Еще более поразительным оказался результат, когда ученые смоделировали специальное место в передней части храма, неподалеку от алтаря, место, где располагался венецианский дож, глава республики. Как только в модель были внесены все дополнения, исследователям раскрылся истинный замысел средневековых архитекторов.
Оказалось, что с учетом наполненности зала предметами интерьера и людьми в праздничные дни, в том самом месте, где сидел дож, время верберации звука составляло всего 1,5 - 2 секунды. Это и сегодня, с учетом современных знаний и вычислительной мощности проектировщиков и акустиков, считается эталонным для концертного зала.
Это удивительное открытие ученых ставит новый вопрос перед исследователями: как, при отсутствии средств компьютерного моделирования, приборов для точных измерений и сложных аналитических систем, средневековым архитекторам и музыкантам удавалось настолько точно рассчитывать мельчайшие детали сложных акустических объемов при создании дворцов и храмов?