ПАЛЛАДИО, АНДРЕА
ПАЛЛАДИО, АНДРЕА (Palladio, Andrea) (1508–1580), выдающийся итальянский архитектор позднего Возрождения. На примере своих простых и изящных построек он продемонстрировал, как достижения античности и Высокого Возрождения (преимущественно в римском варианте) могут быть творчески переработаны и использованы, т.е. сделал классический язык архитектуры общедоступным и универсальным. Его опыт оказался особенно ценным для зодчих 17–18 вв. Последователи мастера образовали целое направление в европейской архитектуре, получившее название палладианства.
Палладио родился 30 ноября 1508 в Падуе; вскоре семья переехала в Виченцу, где в основном и протекала его творческая деятельность. Гуманист Джанджорджо Триссино (1478–1550) стал его покровителем и убедил сменить имя архитектора Андреа ди Пьетро (Andrea di Pietro) на псевдоним Палладио (от греч. Палладион: так называлась статуя богини Афины Паллады, которая, согласно верованиям афинян, защищала город от врагов). Именно по совету Триссино будущий архитектор отправился учиться в Рим, а по возвращении знаменитый гуманист стал его первым заказчиком. В 1545 Палладио выиграл конкурс на право перестройки Базилики в Виченце. Двумя важнейшими сферами его деятельности было строительство городских домов (т.н. палаццо, или дворцов) и загородных резиденций (вилл).
К раннему периоду творчества Палладио относятся проекты вилл Годи в Лонедо (1540) и Пизани в Баньоло (1544). В обоих случаях он создал прекрасные образцы сочетания архитектуры и природного ландшафта. Умение подчеркнуть гармоничность постройки, искусно разместив ее на фоне живописных венецианских пейзажей, пригодилось ему и в дальнейшем при сооружении вилл Мальконтента (1558), Барбаро-Вольпи в Мазере (1560–1570), Корнаро (1566) и, наконец, виллы «Ротонда» (или Капра) в Виченце (1551–1567). Последняя по праву считается самой совершенной постройкой архитектора. Это квадратное в плане здание с ионическими шестиколонными портиками на каждом фасаде. Все четыре портика ведут к круглому центральному залу, перекрытому невысоким куполом под черепичной кровлей.
В оформлении фасадов вилл и городских домов Палладио обычно применял большой ордер, как это можно видеть на примере палаццо Кьерикати в Виченце (1550). Огромные колонны возвышаются на стилобатах (каменных плитах под колоннами) – обычных, как в палаццо Вальмарана (начато в 1566) и в незаконченной Лоджии дель Капитанио (1571), или очень высоких, целиком поглощающих первый этаж, как в палаццо Тьене (1556).
В конце своего творческого пути Палладио обратился к церковной архитектуре. Ему принадлежат церковь Сан Пьетро в Кастелло (1558), а также Сан Джорджо Маджоре (1565–1580) и Иль Реденторе (1577–1592) в Венеции. Незадолго до смерти архитектор создал проект театра Олимпико, который был впоследствии построен Виченцо Скамоцци. Умер Палладио в Виченце 19 августа 1580.
Палладио завоевал огромную известность не только как архитектор, но и как автор трактата Четыре книги об архитектуре (1570), который был переведен на многие языки. В этом сочинении, представляющем собой ренессансную интерпретацию трактата Витрувия Десять книг об архитектуре, наряду с обмерами античных памятников Италии и Франции он поместил рисунки и схемы, иллюстрирующие разработанные им самим принципы архитектурной композиции. Его творчество оказало влияние на развитие классицистического направления в европейском зодчестве 17–18 вв. В Англии последователями Палладио стали И.Джонс и К.Рен, во Франции – архитекторы, работавшие по заказам французских королей Людовика XIV и Людовика XV, в Италии – В.Скамоцци.
Палладио А. Четыре книги об архитектуре. М., 1936
Всеобщая история ахритектуры, т. 5. М., 1967
Ответь на вопросы викторины «Русские художники и скульпторы»