ПАЦИЕНТ
ПАЦИЕНТ (от лат. patiens – терпящий, страдающий). Лицо, обратившееся за медицинской помощью или находящееся под медицинским наблюдением.
Страдание, которое переживает любое живое существо, вызывает чувство со-страдания в другом человеке, желание помочь, принести облегчение страждущему. Сострадание – это как бы отклик на зов о помощи, который составляет особого рода при-звание или моральное основание двух профессий – врачебной и ветеринарной. На протяжении веков чувство сострадания выступало основой солидарности людей перед угрозой смертельно опасных заболеваний. Системы современного здравоохранения вырастают из этого древнейшего основания. На этом же основании сейчас выстраивается экологическая этика (см. также БИОЭТИКА), предписывающая гуманное отношение ко всем живым существам.
Нельзя забывать и об ином – страдание человека и страдание животного неравнозначны. Поэтому отношения врачей и ветеринаров к страдающим существам должно быть разным. Именно это обстоятельство подчеркивает фундаментальное требование биоэтики – моральный долг врача – относиться к пациенту как личности и моральный долг пациента перед самим собой – оставаться личностью даже в условиях заболевания. Слово личность имеет много смыслов, среди которых наиболее существенны в биоэтике три аспекта:
1. уважение человеческого достоинства;
2. самостоятельность поступка;
3. право на справедливое отношение.
УВАЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДОСТОИНСТВА
В окружающем нас мире присутствует два разных по своему статусу класса существ. Во-первых, это существа подобные нам, или «люди». Во-вторых, существа как одушевленные (животные), так и неодушевленные (вещи), которые нам не подобны. К животным и неодушевленным предметам человек может относиться как средству для достижения своих целей, удовлетворения своих потребностей (хотя мучить животных не допускает чувство сострадания).
В отношениях между людьми действуют древнейшие запреты (например, запрет каннибализма) и моральные заповеди (заповедь «Не убий!» и др.). Человек достоин особого отношения в сравнении с любыми другими живыми существами (не говоря уже о неживых предметах). Его достоинство неотчуждаемо. Оно не зависит от расы, национальности, уровня развития, физического или социального положения, черт характера, пороков, заслуг и пр. Если человек в силу состояния здоровья или возраста не может в полной мере отвечать своему статусу (к примеру, играть роль субъекта, способного совершать моральный выбор), то его достоинство обязаны защищать другие – опекуны (например, родители) или общество, представляемое общественными организациями и государством.
Именно этот факт применительно к ситуациям в современной биомедицине и выражает принцип уважения человеческого достоинства.
1. Каждый человек достоин сострадания. Поэтому современное общество тем более гуманно и цивилизованно, чем в большей степени оно может гарантировать достойный минимум медицинской помощи всем своим членам. Унижением человеческого достоинства является так же проведение экспериментов на людях без их согласия.
2. Людей недопустимо рассматривать как подопытных лабораторных животных. Это категорически запрещает Конституция и законы Российской Федерации и других стран.
3. Унижением человеческого достоинства в биомедицине считается усиливающаяся тенденция рассматривать тело человека (в том числе после смерти) или части тела (например, органы для пересадки другим людям) в качестве товара – вещи, которую можно продать и купить. Здесь по сути – та же форма моральной ущербности, что и в случае с проституцией. Человек не должен относиться к себе как к вещи для продажи, и не должен позволять подобного отношения со стороны других.
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ПОСТУПКА
В основе этого требования биоэтики лежит простое соображение – жизнь и тело пациента принадлежат ему. Никто не в праве распоряжаться ими по своему усмотрению, не получив соответствующего разрешения «хозяина». Однако больному человеку может быть трудно реализовать это естественное право и в силу недомогания, и в силу незнания природы заболевания. Не случайно традиционно врачи считали себя в праве принимать решения и действовать, игнорируя «невежественное» мнение о содержании собственного блага пациента. Тем самым врач лишал пациента возможности быть личностью, хозяином собственного тела, «автором» собственной биографии. Но это ограничение самостоятельности казалось оправдано самим фактом заболевания. В современной медицине ситуация изменилась. Заболевание перестало восприниматься просто как телесное страдание, а здоровье – просто как отсутствие такового. Болезнь – это не только нарушения в организме, но и нарушения в течении жизни заболевшего человека. Одновременно, здоровье – это не просто отсутствие «поломок» в организме, но и полноценная жизнь индивидуума. В центре оказалась проблема «образа жизни», ее качества. В решении этой проблемы врач не может играть главную роль. Он лишь советчик и помощник в нормализации нарушенных функций организма. Выздоровление как возвращение к полноценной жизни во многом зависит от самого пациента.
Пациент выступает как самостоятельная личность и «хозяин» своего тела лишь тогда, когда он к своему телесному существованию сам относится по-хозяйски. Здоровье – его важнейший «капитал», без которого невозможна реализация любой человеческой цели. Величина этого «капитала» зависит не столько от врачей, сколько от самого человека – его образа жизни, его способности противостоять «модным» в определенной среде привычкам, разрушающим здоровье (курение, употребление наркотиков, злоупотребление алкоголем). Многое зависит от способности и воли пациента сотрудничать с врачами в случае возникновения нарушений в жизнедеятельности организма, особенно при хронических заболеваниях, когда полная нормализация невозможна. Человек не может отложить свою жизнь на потом – ждать когда будут изобретены методы лечения, способные полностью исправить поломку в организме. Его моральный долг перед самим собой как самостоятельной личностью – путем сотрудничества с врачами и изменения образа жизни достичь максимально возможной для его состояния реабилитации – степени возвращения к полноценной жизни. Здесь ему могут помочь книги, информация в Интернете, содействие таких же, как он, больных людей, объединенных в многочисленных организациях взаимопомощи пациентов, страдающих разного рода хроническими заболеваниями (раком, метаболическими заболеваниями, астмой, алкоголизмом и наркоманией, психическими расстройствами, диабетом и др.).
ПРАВА ПАЦИЕНТОВ НА СПРАВЕДЛИВОЕ ОТНОШЕНИЕ
Уважать в конкретном человеке личность означает так же относиться к нему справедливо (см. также СПРАВЕДЛИВОСТЬ). Органической частью справедливого общества является справедливая система здравоохранения (система, в которой взаимные претензии граждан решаются на основе демократических норм). Отношение к пациенту как личности обеспечивается защищенными законом правами пациентов. Перечислим только основные права – на получение медицинской помощи; на выбор врача и медицинского учреждения; на получение правдивой информации о диагнозе и прогнозе заболевания, а так же доступных методах лечения; на неприкосновенность частной жизни (исключает сбор любой информации о человеке, включая медицинской, без его разрешения); на обеспечение конфиденциальности медицинской информации (врачебная тайна); на получение добровольного информированного согласия пациента для проведения любого медицинского вмешательства или включения в научное исследование в качестве подопытного субъекта.
Справедливость в здравоохранении.
Законы и другие общепринятые в конкретном сообществе нормы призваны устанавливать справедливые отношения равенства (неравенства) людей при распределении благ.
Легитимность законов и обязательств.
Законы устанавливаются людьми, и они могут быть оценены как несправедливые, т.е. как защищающие интересы одних социальных групп и нарушающие интересы других. Например, если врач не оказывает пациенту гарантируемую законом помощь, требуя дополнительного вознаграждения, то он поступает несправедливо. Однако, если законодатель декларативно гарантирует всему населению бесплатную медицинскую помощь и, одновременно, устанавливает низкую оплату за высококвалифицированный труд врача, то и его действие можно назвать несправедливым (сложное переплетение этих двух форм несправедливости образует центральный и наиболее болезненный конфликт современного российского здравоохранения). Справедливость закона обозначается как его «легитимность».
Для оценки легитимности законов существует два моральных правила.
Требование беспристрастности
– основное, которое предъявляется к человеку, рассуждающему о справедливости.
Каждый рассуждающий о справедливости закона обязан совершить моральное усилие и «встать над собой», взглянув на ситуацию не с точки зрения интересов врача либо пациента, а взглядом человека, незаинтересованного в конкретном исходе конфликта. Американский философ Джон Роулз ввел образное понятие «вуали незнания» для характеристики беспристрастной позиции человека, справедливо судящего об общезначимой норме распределения благ и тягот.
Требование равноправного участия всех заинтересованных сторон.
Второе моральное правило подходит к оценке общезначимой нормы на легитимность с прямо противоположной точки зрения. Учитывая моральное несовершенство людей, для которых чрезвычайно трудно быть беспристрастными, оно требует адекватного представительства всех заинтересованных сторон в законотворческой процедуре. Иными словами, установленная общезначимая норма (например, закон) легитимны, если в ее создании и принятии на основе демократической процедуры принимали равноправное участие все заинтересованные стороны, втянутые в тот или иной социальный конфликт.
Верность партнеров принятым на себя обязательствам.
Однако законы регулируют отношения между людьми в самом общем виде. Основная масса реальных отношений оформляются договорами сторон, данными друг другу гарантиями и обещаниями. Поэтому понятие справедливости включает верность партнеров принятым на себя обязательствам. Легитимность этих обязательств определяется степенью, в которой стороны принимают их добровольно. Например, если пациент подписывает договор на участие в клиническом испытание нового зарубежного лекарственного средства только потому, что лечение в этом случае будет бесплатным (иначе ему придется самому покупать лекарства), то подобный договор несправедлив (нелегитимен).
Важнейший аспект оценки любого поступка в качестве справедливого или несправедливого связан с его соответствием закону, т.е. с его «легальностью».
Таким образом, легальность, легитимность и верность принятым обязательствам образует формальные условия оценки действий человека как справедливых или несправедливых. Они же помогают определить уместность и соразмерность применения нередко вступающих в конфликт друг с другом требований – равенства, учета индивидуальных потребностей или индивидуальных заслуг при распределении дефицитных ресурсов здравоохранения и возможных тягот.
Павел Тищенко
Ответь на вопросы викторины «Фобии и страхи»