ИБН ТУФЕЙЛ, АБУ БАКР МУХАММАД ИБН АБД АЛ-МАЛИК
ИБН ТУФЕЙЛ, АБУ БАКР МУХАММАД ИБН АБД АЛ-МАЛИК (лат. Абубацер) (нач. 12 в. – 1185), представитель магрибинской ветви «фалсафы» (арабоязычного перипатетизма), ученый, врач. Родился в Кадисе в начале 12 в. С 1154 жил в Северной Африке, был визирем, придворным врачом халифа Абу Якуба Юсуфа. Покровительствовал Ибн Рушду и подвигнул его на занятия комментированием трудов Аристотеля. Умер Ибн Туфейл в Марракеше в 1185.
На взгляды Ибн Туфейла оказало влияние творчество Ибн Сины, о чем можно судить по содержанию его одноименного с Авиценновым сочинения Роман о Хайе, сыне Якзана, единственного дошедшего до наших дней. Основная концепция Романа отражает настроения андалузских философов, живших в эпоху, когда благосклонное отношение халифов к интеллектуалам сменилось гонениями, ростом влияния духовенства, обвинениями в неверии и сожжением книг. Содержавшиеся в сочинениях Ибн Баджжи идеи о мыслителе-одиночке, живущем в «несовершенном городе», но все-таки имеющем возможность обратить сограждан к истине и обрести совместное счастье в утопическом «совершенном городе», приобрели в Романе Ибн Туфейла смысл законченной робинзонады – мыслящий индивид является абсолютно одиноким.
Используя аллегорическую форму трактата Ибн Сины о Хайе, сыне Якзана, Ибн Туфейл помещает своего самозародившегося из глины героя на необитаемый остров, где он самостоятельно начинает расти и познавать окружающее, в частности свое отличие от животных, отличие своей души от души животной. Поиски происхождения деятельной разумной души заставляют его обратиться к высоким сферам – небесным телам и задуматься о вечности или сотворенности мира, о вечности или смертности души. Герой Ибн Туфейла проходит к выводу, что бессмертие – удел лишь избранных душ, лишь им становится доступна сокровенная истина, и постижение ее требует особых усилий, направленных на высвобождение души из телесных оков. Здесь суфийские мотивы, характерные для некоторых сочинений Ибн Сины, превращаются в доминирующую тему.
Ибн Туфейл продолжил идущую от ал-Кинди традицию отделения «избранных»-философов от невежественной «широкой публики», которой не доступно истинное знание. Последнее обрекает мыслителя на принципиальное одиночество, отшельничество, невключенность ни в какой «город», подобный «городу» у ал-Фараби или Ибн Баджжи.
Переведенный в 1671 на латынь «роман» Ибн Туфейла породил на Западе множество подражаний.
Ибн-Туфейль. Роман о Хайе, сыне Якзана. – В кн.: Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока. М., 1961
Игнатенко А.А. Ибн-Туфейль. Робинзонада разума. – В кн.: Игнатенко А.А. В поисках счастья. М., 1989
Ответь на вопросы викторины «Философия»