ЧАРАКА-САМХИТА
ЧАРАКА-САМХИТА (санскр. ), трактат по медицине (аюрведа), истоки которой лежат еще в магических представлениях ведийской эпохи. Авторство Чарака-самхиты приписывается лейбмедику при дворе кушанского царя Канишки – Чараке, последователю североиндийской медицинской школы Таксилы (существуют буддийские предания, связанные с таксильской медицинской традицией), основавшему затем собственную школу. Ядро трактата сложилось, вероятно, ок. 2 в., но в 8–9 в. текст был отредактирован и дописан кашмирцем Дридхабалой. Чарака рассматривает свое произведение как переработку наследия своего предшественника Агнивеши.
Текст Чарака-самхиты представляет собой обширный свод, написанный на классическом санскрите прозой с мнемоническими стихами, в восьми книгах (стхана), которые делятся на главы. Первая книга – пролегомены к изложению конкретных предметов медицинской науки. Во введении рассматривается «наука долгожительства» (значение слова «аюрведа»), в первых четырех главах – правила гигиены, затем четыре основания терапии, понятие болезни и ее четыре модуса (в контексте исцелимости), цели человеческой жизни как таковые, функционирование в теле космических элементов, диететика и ряд других тем. Предлагаемая здесь квадрилемма «болезнь – ее причина – терапия – средства терапии» воспроизводит четыре «благородные истины» в буддизме – о страдании, причине страдания, устранении страдания и средствах устранения страдания. В книге II исследуются причины основных болезней: лихорадки, опухолей, болезней крови, мочевого пузыря, кожи, а также истощения, помешательства и эпилепсии. В книгу III включены главы, посвященные пищеварению, эпидемиям, теории аргументации, применявшейся в дискуссиях медицинских школ, кровеносным сосудам, диагностике и многому другому. В книге IV излагаются учение о человеке, эмбриология, анатомия, акушерство, проводится разбор составляющих индивида, при котором с позиций философии санкхьи разграничиваются проявлений духовного (Пуруша) и материального первоначал (Пракрити). Книга V посвящена органам чувств (индрии) в связи с их болезнями – начиная с глухоты и завершая галлюцинациями (болезни ума-манаса, также причисляемого к индриям) и диагностикой; здесь же перечисляются симптомы близкой кончины пациента. Книга VI, посвященная терапии (чикитса), наиболее объемная благодаря детальному рассмотрению стратегии лечения всех основных болезней, перечисленных во второй книге. В книге VII описываются отвары лечебных растений, лекарства, приготовленные из различных веществ. Книга VIII практически воспроизводит содержание предыдущих; наиболее подробно изложен процесс приготовления жидких лекарств.
Чарака систематизирует представления ведийской эпохи о целительных способностях богов, предписывая, помимо лекарств, соответствующие мантры. Книга III содержит описание религиозной церемонии окончания учебы: будущий врач обещает хранить в тайне профессиональные секреты, трудиться только ради пациентов, не разглашать их болезней, не участвовать в приготовлении ядов, и быть в своей жизни образцом для других. Значительный интерес представляет и помещенный в текст учебник по теории аргументации.
См. также АЮРВЕДА; БУДДА И БУДДИЗМ; ВЕДЫ; ДУХКХА; ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ; ПРАКРИТИ; ПРАНЫ; ПУРУША; САТЬЯ.
Владимир Шохин
Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. М., 1993
Шохин В.К. Первые философы Индии. М., 1997
Ответь на вопросы викторины «Фобии и страхи»