САНАИ
САНАИ (1070– ок. 1140). Абу-аль-Маджд Мадждуд Санаи занимает особое место в персидской суфийской поэзии 10–12 вв. В произведениях Санаи выразились основные формы суфийской поэзии – дидактической поэмы с вставными рассказами-притчами и поэмы-аллегории: он является создателем дидактического эпоса с обильным использованием в поэмах народных легенд и преданий, а также с введением в сюжетную канву философских теорий, до тех пор появлявшихся в персидской поэзии лишь в скрытом виде.
Поэтическую карьеру Санаи начал со светской поэзии и прославления правящей династии Газны (Газневидов) и тогдашнего правителя Бахрамшаха, которому было посвящено основное произведение Санаи Сад истин (1131), однако положение бесправного интеллигента в оппозиции феодальному окружению и потребность выразить свой протест объясняет его уход в мистицизм.
Ноты социального протеста явственно звучат в самой крупной и прославленной из его поэм – дидактическом Саде истин, содержащем широкий круг проблем и состоящем из десяти глав (например, глава, восхваляющая жизнь, глава о разуме, глава о любви), иллюстрированных небольшими рассказами и подкрепленных моральными рассуждениями и наставлениями.
Говоря о качествах, необходимых монарху, Санаи заявляет, что не знает ни одного из современных ему правителей, обладающих таковыми. Он призывает власть предержащих к снисхождению по отношению к нищим и невежественным земледельцам и ремесленникам, говоря, что «коротка жизнь кровопийцы».
В духе суфийской мудрости Санаи рассуждает в специальных разделах поэмы о мировом разуме и мировой душе, мистическому знанию и экстатическому стремлению к познанию божественной истины, что привело к обвинению в богоотступничестве со стороны мусульманского духовенства.
Перу Санаи принадлежат, кроме Сада истин, еще шесть крупных произведений, из которых известна также назидательная поэма Странствие рабов к месту возврата, которая рассказывает о путешествии человеческого духа через реальный и загробный миры в стремлении к прозрению.
Основные произведения иностранной художественной литературы. Азия. Африка.
СПб, Азбука, М., Терра, 1997
Ответь на вопросы викторины «Мифология»