ЯКОВЛЕВ, ЮРИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ
ЯКОВЛЕВ, ЮРИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ (1928–2013), актер театра и кино. Народный артист СССР, Трудового Красного Знамени (1978), кавалер Орденов Ленина (1988), «За заслуги перед отечеством» III степени (1996).
Родился Ю.В.Яковлев 25 апреля 1928 в Москве. Когда началась Великая Отечественная Война, семья Яковлевых переехала в Уфу, где тринадцатилетний Юра работал вместе с матерью в госпитале. В 1943 Яковлевы вернулись в Москву.
Ю.В.Яковлев учился в вечерней школе, работал помощником механика в гараже. В 1948 пробует поступить во Всероссийский Государственный Институт Кинематографии и не проходит пробы (Набиравшие тогда курс С.Герасимов и Т.Маркова сочли Ю.Яковлева «некиногеничным»).
В том же году он поступил в Театральное училище им. Б.В.Щукина. В 1952 был зачислен в труппу Государственного академического театра им. Евг.Вахтангова.
Одной из первых работ в театре стала для Ю.Яковлева роль Заморского Принца (Горя бояться – счастья не видать, реж. Е.Симонов, 1954), которая была исполнена им в лучших традициях сказочной буффонады: здесь был и мягкий юмор, и внутренняя свобода. Главной особенностью роли стало редкое сочетание тонкого психологического рисунка и откровенности эмоций, остроты перевоплощения и ярко выраженной лирической темы.
Многолетняя партнерша по сцене Юлия Борисова так говорила о работе с Яковлевым: «С ним радостно на сцене. Он молниеносно реагирует на любой нюанс партнера, мгновенно подхватывает зазвучавшую в тебе ноту и присоединяется к ней». Творчество Яковлева имела оттенок сиюминутности. Именно импровизационная легкость (редкий и особо ценный дар) сделала Яковлева истинным «вахтанговцем».
Спустя несколько лет Яковлев пробует свои силы в кинематографе и с 1958 с ним уже не расстается. И.Пырьев предлагает ему роль Льва Мышкина (Идиот, Ф.Достоевского). «…Во всем облике актера ощущалось какое-то природное благородство. Ему были свойственны простота и мягкость. Он обладал задушевным голосом. И весь был окутан атмосферой какого-то неизъяснимого, но мгновенно привлекающего к себе обаяния», – вспоминает режиссер картины. Несмотря на болезненную восприимчивость, герой Ю.Яковлева был лишен патологии. Актер снял с князя ореол мученичества. Он играл не трагедию, а преодоление трагедии.
В 1960 Ю.В.Яковлев играл в спектакле Пьеса без названия (А.Чехов, реж. А.Ремизова), исполняя ставшую позже любимой роль Трилецкого, человека, по словам самого актера, потерявшего все, утратившего надежды. «Он слывет остряком и балагуром, немного циником. На самом деле, это только маска, за которой кроется трагедия одиночества, пустоты и неверия», – говорил Ю.Яковлев о своем персонаже. В том же году Ю.Яковлев сыграл в Дамах и гусарах (реж. А.Ремизова, 1960) старого майора в отставке. Спектакль сразу полюбился зрителям и продержался в репертуаре театра более двадцати лет. Образ, созданный актером, был окрашен и комедийным блеском, и трогательной наивностью.
Насмешливое мое счастье (по документальной драме Л.Малюгина, 1965) – во многом определяющий спектакль в творческой судьбе актера. Роль Антона Павловича Чехова была крайне важна для Ю.В.Яковлева: «Чехов занимает в моей жизни едва ли не самое главное место. Его принципы, мировоззрение, отношение к людям, писательству – все это мне чрезвычайно близко. И если есть пророк в своем отечестве, то в моем отчестве это место занимает Чехов».
Галерею яковлевских образов в кино продолжил знаменитый поручик Ржевский из Гусарской баллады Э.Рязанова (1962), в котором проявились и здоровый патриотизм, и «изящная ядреность», и героическое благородство, и комизм; Стива Облонский из экранизации романа Л.Толстого Анна Каренина (реж. А.Зархи, 1968), Иван Васильевич из комедии А.Гайдая Иван Васильевич меняет профессию (1973), Ипполит из Иронии судьбы, или С легким паром! (реж. Э. Рязанов, 1975), фильма, уже давно ставшего в России «визитной карточкой» Нового Года. Интересная деталь: в помещении, где проходили съемки Иронии судьбы, не было горячей воды, и Ипполиту-Ю.Яковлеву в сцене, где он в верхней одежде залезает в ванную, приходилось принимать ледяной душ. Но в какой-то момент горячую воду все-таки включили. Так, благодаря импровизационному дару Яковлева родилась крылатая фраза «Тепленькая пошла!»
В том же 1975 был снят фильм Любовь земная, где Ю.В.Яковлев сыграл Брюханова – зрелую, и сильную личность.
Одна из последних ролей Яковлева в театре – Дудукин в спектакле Без вины виноватые П.Фоменко, поставленном в Вахтанговском театре в 1994. Он самый очаровательный и добродушный сплетник на свете. Московский барин, нежно и преданно любящий театр, Дудукин Ю.Яковлева становится едва ли не центром спектакля.
Ю.В.Яковлев – актер интуиции, внутреннего порыва. Эмоциональные краски рождаются органически, а не выдумываются из головы; острейшая характерность возникает из верно понятой логики драматического произведения и режиссерского решения. «Он кажется летящей птицей, которой не надо контролировать свой полет, подсчитывать, сколько усилий нужно для взмаха крыла, – говорит Ю.Борисова. – Она летит плавно, свободно, мощно, исполненная радостью бытия, даря эту радость людям».
Ю.В.Яковлев – это излучение юмора, иронии, естественности и легкости. Сам он считал, что «актер интересен лишь тогда, когда он – личность, а личность – это мировоззрение, собственное отношение к тому, что хочешь сказать ролью». Ю.В.Яковлев был интересен зрителям, как личность, как артист огромного личного обаяния и внутренней культуры.
Юрий Яковлев любил читать русских классиков, слушать классическую музыку. В 1997 была издана его книга Альбом души моей.
Умер Ю.В.Яковлев 30 ноября 2013 в Москве.
ФИЛЬМОГРАФИЯ
Много шума из ничего (1955); На подмостках сцены (1956); Необыкновенное лето (1956); Ветер (1958); Идиот (1958); Заре навстречу (1959); Город на заре (1960); Человек ниоткуда (1961); Суд сумасшедших (1962); Гусарская баллада (1962); Большая дорога (1963); Русский лес (1964) Легкая жизнь (1964); Друзья и годы (1966); Выстрел (1966); Девочка на шаре (1966); Анна Каренина (1967); Крах (1968); Сюжет для небольшого рассказа (1968); Король-олень (1970); Портрет Дориана Грея (1969); Схватка (1972); Опасный поворот (1972); Иван Васильевич меняет профессию (1974); Любовь земная (1975); Ирония судьбы, или С легким паром! (1975); Юлия Вревская (1976); Судьба (1977); Старики-разбойники (1977); Поэма о крыльях (1979); Бархатный сезон (1980); Три ненастных дня (1980); Идеальный муж (1980); Бешеные деньги (1981); Мы, нижеподписавшиеся (1981); Карнавал (1982); Путешествие к Чехову (1982); Битва за Москву (1985); Время сыновей (1986); Кин-дза-дза (1986); Левша (1986); Президент (1987); Мастер (1987); Штаны (1988); Кома (1989); Ловушка для одинокого мужчины (1990); Семь дней после убийства (1990); Машенька (1991); Милостивые государи (1991); Роковая кража (1991); Велисса (1991); Дело Сухово-Кобылина (1991); Роковые яйца (1992); Виват, гардемарины (1992); Дети чугунных богов (1993); Мелочи жизни (1996); Графиня де Монсоро (1997).
Анастасия Арефьева
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»