ВЛАДИМИРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР
ВЛАДИМИРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР, русский театр. Основан в 1848 на средства, собранные состоятельными жителями города. Служил местом развлечений для привилегированных слоев владимирской губернии и зависел от прихоти меценатов. На его сцене шли, как правило, низкопробные иностранные водевили. В 1851 было выстроено специальное здание для театра у Золотых ворот. В 1863 во главе театра стала актриса Александринки А.М.Читау. Благодаря ей театр стал менять свое лицо, в него начали проникать демократические веяния. В репертуаре появились лучшие произведения русской и иностранной драматургии – пьесы А.Н.Островского, Н.В.Гоголя, А.С.Грибоедова, Фр.Шиллера, У.Шекспира. В 1865 в театре дебютировал А.П.Ленский, впоследствии прославленный актер и режисер московского Малого театра, тогда же во Владимире работала П.А.Стрепетова. Близость Москвы давала возможность владимирцам знакомиться с мастерством гениальных русских актеров, наезжавших с гастролями во Владимир. В 1990-х годах на сцене театра выступали М.Н.Ермолова, Г.Н.Федотова, Н.Х.Рыбаков, О.О.Садовская, Ф.П.Горев, О.А.Правдин, Г.Н.Самойлова, М.О.Никулина, И.А.Рыжов, М.Ф.Багров.
После 1917 в репертуаре театра На бойком месте Островского, Вне закона Саксаганской, Обрыв по И.А.Гончарову. Начиная с 1925 на сцену театра приходят первые советские пьесы Воздушный пирог Б.Ромашова, Любовь Яровая К.Тренева, Лево руля В.Билль-Белоцерковского, Виринея Л.Сейфуллиной. В 1934 Управление зрелищных предприятий Ивановской области переводит во Владимир на постоянную работу труппу актеров из Ростова-Ярославского. В годы Великой Отечественной войны театр создал бригаду в составе 8 человек под руководством актрисы Опалихиной (актеры Рунич, Алешечкина, Смирнова и др.), которая дала 46 спектаклей для бойцов и офицеров Брянского фронта.
В 1944 создается Владимирская область, театр становится областным и ему присваивают имя А.В.Луначарского. Художественным консультантом в театр приглашается народный артист СССР Б.Е.Захава. В послевоенные годы на сцене театра выступали А.Л.Абрикосов, В.В.Белокуров, А.Н.Грибов, А.П.Георгиевская, В.П.Марецкая, И.В.Ильинский, А.К.Тарасова, Г.П.Менглет, В.Я.Хенкин, Б.В.Телегин, Е.А.Евстигнеев, Г.С.Жженов, Л.В.Шапошникова. На сцене театра были поставлены спектакли Чрезвычайный посол, Старик, Свадьба Кречинского, Дело, которому ты служишь. В 1946 спектаклем Бесприданница А.Островского было открыто реконструированное здание театра. В 1940-х годах в репертуаре театра были как пьесы классической драматургии – Варвары Горького (1946), Дворянское гнездо И.Тургенева, Последняя жертва Островского, Испанцы М.Лермонтова (1948) и др., так и произведения современных авторов – Русский вопрос К.Симонова (1947), Вас вызывает Таймыр А.Галича и К.Исаева, Великая сила Ромашова (1948). Работали постановщики – художественный руководитель театра Д.Любарский, Я.Муратов, Т.Ермилов, А.Чеботарев, художники Н.Изнар и В.Попова. В труппе театра служили артисты И.Лавров, М.Телищев, Н.Толубаев, Д.Сыродубов, О.Денисова, Б.Соломонов, Н.Ермоленко и другие. Начиная с 1950-х годов театр часто обращается к современной драматургии, ставятся пьесы В.Лациса, Н.Погодина, местных авторов Л.Липкинда и Толубаева. В этот период особенно плодотворной была работа художника А.Ландышева. Он оформил спектакли Маленькая студентка Погодина (1959), Начало жизни К.Финна (1960), День рождения Терезы Г.Мдивани (1962), Остров Афродиты А.Парниса (1961) и др. Осуществляли постановки режиссеры Н.Федоренко, Д.Сухачев, В.Данилов. Наиболее значимой постановкой тех лет считается Король Лир Шекспира (реж. С.Рейнгольд, художник Н.Луговской).
В 1963 главным режиссером театра был назначен К.Х.Шахбазиди, поставивший спектакль Дети Ванюшина С.Найденова (1964). Особую атмосферу спектаклю придала исполнительница роли Анны Ивановны А.Соломонова. В 1971 театр переехал в новое здание и открылся спектаклем Андрей Боголюбский А.Чеботарева в постановке Р.Нагоричных, который вскоре был назначен главным режиссером. В 1960–1980-х годах в театре работали режиссеры И.Бабенко, Л.Елшанский, Ю.Шишкин, О.Соловьев, М.Морейдо, В.Пази, Ю.Погребничко, художники Н.Луговская, Ф.Назаров, С.Бахвалов. Среди пьес классического репертуара Свадьба Кречинского Сухово-Кобылина (1968), Горячее сердце Островского (1973), Двенадцатая ночь Шекспира (1975), Царь Федор Иоаннович А.К.Толстого (1979) и др. Театр активно гастролировал по своей и соседним областям. Афиша театра этих лет формировалась за счет произведений современных драматургов (Ленинградский проспект И.Штока, Сталевары Г.Бокарева, Ситуация В.Розова, Нравоучение с гитарой (Старший сын) А.Вампилова и др.).
В 1980-х годах во Владимирском театре начался сильный творческий спад. Одной из немногих интересных постановок этого периода стал спектакль Великое княжение З.Федотова и Л.Ясневича (реж. Ю.Галин, художник Бахвалов, 1989). В 1986 главным режиссером театра стал Ю.Копылов, причину творческого спада театра видевший в утрате традиций русской провинциальной сцены. 1990-е годы, благодаря работе режиссера Галина, художественного руководителя театра, были более плодотворными и успешными. В репертуаре Дача Сталина В.Губарева (реж. Галин), Эти пять горшков с цветами (Человек, животное и добродетель) Л.Пиранделло (пост. Галин), Вальпургиева ночь В.Ерофеева (режиссура, сценография и музыка В.Черменева), Антигона Ж.Ануя (реж. Соловьев). В 1993 во Владимирском театре проходил фестиваль российских театров, посвященный 175-летию со дня рождения А.К.Толстого, в 1994 – Российско-французский семинар по вопросам театральной техники.
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»