ДЕЛОН, АЛЕН
ДЕЛОН, АЛЕН (Delon, Alaine) (р. 1935) французский актер, режиссер, продюсер.
Родился 8 ноября 1935 в Шу, Франция. В детстве его периодически исключали из разных школ. В начале 1950-х служил во французских воздушно-десантных войсках в Индокитае. После увольнения из армии работал продавцом, официантом и портье.
Дебютировал в кино в 1957 в фильме Когда не справляется дьявол, пришлите женщину. Решающим стал 1960, когда вышли фильмы На ярком солнце Рене Клемана (экранизация романа Патрисии Хейсмит Талантливый мистер Рипли) и Рокко и его братья Лукино Висконти. Два фильма, как две стороны одной медали, раскрыли его как тонкого и сложного драматического актера, хотя он мог оставаться на экране обычным красавчиком. В картине Клемана сыграл бедного, дьявольски обаятельного, но сообразительного и абсолютно аморального типа, который, убив богатого плейбоя, выдает себя за него. Тем более удивителен его другой герой – нежный ангелоподобный Рокко из фильма Висконти. Французский актер и итальянский режиссер срабатываются и спустя год Делон играет в парижской театральной постановке Висконти Она – шлюха. В европейское кино пришел молодой талант, и Делон подтверждает это работой в Затмении (1962) Микеланджело Антониони. Певец человеческой некоммуникабельности снимает его в роли биржевого маклера, за азартом игры не замечающего, какой пустой и бесчувственной стала его жизнь. Сотрудничество с Висконти Делон продолжил в эпической картине Леопард (1963). Молодой и красивый племянник князя Салины – трагический образ нового времени, циничного и беспринципного, приходящего на замену старым ценностям. В 1964 снялся в костюмной приключенческой киноленте Черный Тюльпан, ставшей для заявившего о себе как серьезном драматическом исполнителе, началом тиражирования облика романтического героя. Из-за этого он, безусловно, потерял много хороших ролей. Но надо отдать Делону должное – периодически он вспоминал, что умеет и обязан играть. Хотя даже развлекательные фильмы с его участием зачастую преврашались в классику кино, как например, замечательные Искатели приключений (1967), где он сыграл в паре с Лино Вентура, Борсалино (1970, дуэт с Жаном-Полем Бельмондо) или Сицилианский клан (1970), где партнером Делона стал патриарх французского кино Жан Габен.
В 1967 снялся в одном из лучших европейских фильмов, экзистенциальной драме Жана-Пьера Мельвиля Самурай. Его герой, замкнутый и внешне холодный наемный убийца со своим кодексом чести, в пальто и шляпе, стал прообразом многих киногероев и вдохновил многих режиссеров, например, таких как Джон Ву (фильм Наемный убийца, 1989). Практически такой же портрет одиночества, который пытался создать в те же годы Антониони, только уложенный в рамки криминального жанра. С Мельвилем Делон работал еще дважды: в криминальных фильмах Красный круг (1970) и Полицейский (1972). В 1969 вместе с Роми Шнайдер снялся в очень красивом психологическом детективе Бассейн.
В абсолютно провальном фильме Джозефа Лоузи Убийство Троцкого (1972) Делон убедительно и достоверно сыграл Рамона Меркадера. Несмотря на крайне неудачный фильм Делон сыграл у Лоузи еще раз в драме Мсье Кляйн (1976) и получил премию «Сезар» за лучшую роль года. Кляйн – маленький человек, скромный служащий, во время немецкой окупации Франции в годы Второй мировой войны подвергается аресту, потому что его спутали с его двойником-евреем. Большой популярностью, в том числе и у советского зрителя, пользуется Зорро (1975), в котором Делон сыграл отважного мстителя. Нельзя не отметить драму Двое в городе (1973), в которой он вновь работал с Габеном (фильм также шел в советском прокате). Этот не самый удачный фильм, тем не менее, актер еще раз проявил способность без лишней наигранности создать достоверный и располагающий портрет довольно сложного человека. Делон практически не работал в Голливуде за исключением провального фильма-катастрофы Аэропорт-79: Конкорд (1979).
В 1980-е красиво стареющий Делон снимается в ряде полицейских боевиков, один из которых За честь полицейского (1981) поставил сам. Однако не перестает сниматься в серьезных фильмах, бросая вызов уже созданному вокруг своего имени образу легенды (этот образ романтического героя обыгран в советско-французском фильме Алова и Наумова Тегеран-43, где он сыграл следователя, влюбляющегося в героиню, которую сыграла Белохвостикова). В Любви Свана (1984), экранизации Марселя Пруста, осуществленной немецким режиссером Фолькером Шлендорфом сыграл аристократа-гомосексуалиста, весьма далекого от облика неотразимого мужчины. А в Нашей истории Бернара Блие (1984) предстает в облике алкоголика, испытывающего странное влечение к загадочной женщине.
С конца 1980-х снимается редко. В детективе Танцующая машина (1990) сыграл жестокого преподавателя танцев, доводящего танцоров в буквальном смысле до смерти. В том же году снимается у Жана-Люка Годара в фильме Новая волна. В 1992 интерес у фестивальной публики вызывает Возвращение Казановы. Сказать, что Ален Делон внес вклад в развитие французского кино, значит не сказать ничего. Он и есть французское кино, его благородный, красивый и романтичный образ.
ФИЛЬМОГРАФИЯ
Когда не справляется дьявол, пришлите женщину (Quand la femme s'en mêle, 1957); Оставайся красивой, но замолчи (Sois belle et tais-toi, 1958); Кристина (Christine, 1958); Слабые женщины (Faibles Femmes, 1959); Тропа юности (Le Chemin des écoliers, 1959); На ярком солнце (Plein Soleil, 1960); Рокко и его братья (Rocco e i suoi fratelli, 1960); Радость жизни (Che gioia vivere, 1960); Знаменитые романы (Amours célèbres, 1961); Пес (Chien, Le, 1962, TV); Затмение (L' Eclisse, 1962); Дьявол и десять заповедей (Le Diable et les dix commandements, 1962); Мелодии из подвала (Mélodie en sous-sol, 1963); Леопард (Il Gattopardo, 1963); Цепная реакция (Carambolages, 1963, не заявлен в титрах); Любовь у моря (L' Amour à la mer, 1963); Черный Тюльпан (La Tulipe noire, 1964); Энигма (L's Insoumis, 1964); Хищники (Félins, Les, 1964); Желтый ролл-ройс (The Yellow Rolls-Royce, 1964); Бывший вор (Once a Thief, 1965); Пропавший отряд (Lost Command, 1966); Техас рекой (Texas Across the River, 1966); Париж в огне? (Paris brûle-t-il?, 1966); Искатели приключений (Les Aventuriers, 1967); Самурай (Le Samouraï, 1967); Три шага в бреду (Histoires extraordinaires, 1968); Девушка на мотоцикле (Girl on a Motorcycle, 1968); Дьявольски ваш (Diaboliquement vôtre, 1968); Прощай, друг (Adieu l'ami, 1968); Грешники (La Piscine, 1969); Джефф (Jeff, 1969); Сицилианский клан (Le Clan des Siciliens, 1969); Безумно (Madly, 1969); Борсалино (Borsalino, 1970); Красный круг (Le Cercle rouge, 1970); Площадные фантазии (Fantasia chez les ploucs, 1971); Потише басы (Doucement les basses, 1971); Вдова кудер (La Veuve Couderc, 1971); Красное солнце (Soleil rouge, 1971); Жил-был полицейский (Il était une fois un flic, 1971, не заявлен в титрах); Убийство Троцкого (The Assassination of Trotsky, 1972); Полицейский (Un flic, 1972); Первая ночь покоя (Prima notte di quiete, La, 1972); Лечение шоком (Traitement de choc, 1973); Скорпион (Scorpio, 1973); Грязные деньги (Les Granges brulées, 1973); Тони Арцента (Tony Arzenta, 1973); Двое в городе (Deux hommes dans la ville, 1973); Раса господ (La' Race des 'seigneurs', 1974); Ледяная грудь (Les Seins de glace, 1974); Борсалино и компания (Borsalino & Co., 1974); Зорро (Zorro, 1975); Полицейская история (Flic Story, 1975); Цыган (Le Gitan, 1975); Бумеранг (Comme un boomerang, 1976); Мсье Кляйн (Monsieur Klein, 1976); Банда (Le Gang, 1977); Армагеддон (Armaguedon, 1977); Домашняя почта (L'a Homme pressé, 1977); Смерть негодяя (Mort d'un pourri, 1977); Осторожнее, дети смотрят (Attention, les enfants regardent, 1978); Аэропорт 79: Конкорд (The Concorde: Airport '79, 1979); Лекарь (Toubib, Le, 1979); Троих надо убрать (Trois hommes à abattre, 1980); Тегеран-43 (Tegeran-43, 1981); Репортеры (Pour la peau d'un flic, 1981); Шок (Le Choc, 1982); Неукротимый (Le Battant, 1983); Любовь Свана (Un amour de Swann, 1984); Наша история (Notre histoire, 1984); Слово полицейского (Parole de flic, 1985); Переход (Le Passage, 1986); Кино (Cinéma, 1988, ТВ-серии); Не будите спящего полицейского (Ne réveillez pas un flic qui dort, 1988); Новая волна (Nouvelle vague, 1990); Танцующая машина (Dancing Machine, 1990); Возвращение Казановы (Le Retour de Casanova, 1992); Преступление (Un Сrime, 1993); Плюшевый медведь (L' Ours en Peluche, 1994); Сто и одна ночь (Les Cent et une Nuits de Simon Cinéma, 1995); День и ночь (Le Jour et la Nuit, 1997); Один шанс на двоих (Une Chance sur Deux, 1998); Актеры (Les Acteurs, 2000); Невольный свидетель (Fabio Montale, 2001, ТВ-серии); Франк Рива – человек ниоткуда (Frank Riva, 2003, ТВ-серии); Лев (Le Lion, 2003, ТВ); Смертельный инстинкт (The Death Instinct, 2006).
Михаил Водопьянов
Райн А.Цондергельд. Ален Делон. Хладнокровный ангел. Серия: Мир кино. М., Панорама, 1996
Александр Брагинский. Ален Делон. Серия: Стоп – Кадр.М., ЭКСМО, 2003
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»