ВЕРХУВЕН, ПОЛ
ВЕРХУВЕН, ПОЛ (Verhoeven, Paul) (р.1938), голландский и американский кинорежиссер.
Родился Пол Верхувен 18 июля 1938 в Амстердаме (Голландия). Раннее детство режиссера включает опыт Второй мировой войны – немецкой и американской оккупации Голландии, о чем Верхувен нередко говорит в интервью как о травме, повлиявшей на всю его дальнейшую жизнь. Получил хорошее высшее образование на физико-математическом факультете университета в Лейдене, но по окончании учебы поступил на службу в Королевскую морскую пехоту (многое из биографического опыта использовал впоследствии в фильме Оранжевый солдат). Он уже начал практиковаться в съемке документального кино, а во время службы снял в том числе фильм Морские пехотинцы. Карьера Верхувена развивалась через телевизионные документальные фильмы и телесериал Флорис к первым игровым картинам Что я вижу?, Турецкие сладости и Китти-вертихвостка. Талант молодого режиссера в изображении «изнанки жизни» был признан многими, хотя к похвалам примешивались обвинения в «натурализме» и жестокости. «Вершиной» голландского периода Верхувена считается фильм Оранжевый солдат (другой перевод – Солдат королевы; оранжевый цвет символизирует королевский дом Нидерландов, которому преданно служит морской пехотинец – в его роли актер Рутгер Хауэр – совершающий многочисленные подвиги во время оккупации Голландии немцами). В середине 1980-х Верхувен воспользовался приглашениями голливудских продюсеров и уехал в Америку, где постепенно стал высокооплачиваемым режиссером крупнобюджетного кино. Фильмы Робот-полицейский, Вспомнить все и Космический десант считаются классикой современной фантастики, а психологический триллер Основной инстинкт знаменит захватывающим сюжетом и эффектными эротическими сценами в исполнении Шэрон Стоун и Майкла Дугласа.
В самом статусе Верхувена-режиссера есть некоторая странность, не до конца осознаваемая теми, кто пишет о кино, какая-то несводимость к обычным системным категориям. Он давно снимает кино, даже образцово жанровое, которое обычно не требует для своего признания режиссерского имени, а ориентируется на динамичный сюжет, спецэффекты, звезд в заглавных ролях. И однако о принадлежности фильма Верхувену обычно знают все его зрители. Европейское происхождение никак не сблизило Верхувена с американскими независимыми режиссерами – но и от работ коммерческого гиганта Спилберга его фильмы отличаются очень существенно. Действуя в большинстве случаев по традиционным жанровым схемам (борьба добра и зла, путь Золушки в высший свет, битвы героев с космической нечистью и спасение в последнюю минуту и т.д.), используя для их реализации новейшие технологии, Верхувен наполняет эти схемы очень индивидуально решенным, визуально интересным содержанием. Этот необычный режиссер одновременно задает стандарты голливудской продукции – и использует такие составляющие киноматериала, которые стандартными становиться никак не могут.
В ответ на обвинения в жестокости Верхувен любит говорить о своей любви к реализму, ссылаясь даже на фламандскую живопись как национальный источник «приземленности» своего кино. «Реализм» режиссера действительно строится на внимании к искусством «низким» сторонам жизни, не замечаемым обычно. Так, герой Турецких сладостей художник Эрик изображает на барельефе «Воскресение Лазаря» червей, и в ответ на возмущение добропорядочных буржуа кричит: «Это есть в Библии! Он был мертв несколько дней!». Физиологические подробности, которыми полны фильмы Верхувена, дополняются в лучших его работах безжалостностью обстоятельств, отсутствием психологизма, ощущением каких-то непостижимых внешних сил, которые в одну секунду могут привести к провалу самую счастливую судьбу (так в Турецких сладостях вдруг исчезает счастливая любовь молодой пары; так в высший момент триумфа танцовщицы Наоми в Девочках из шоу всплывает ее неблаговидное прошлое). Это странное качество судьбы в конструкции миров Верхувена нередко ставит зрителей в тупик, заставляя искать причины и даже мораль там, где есть лишь желание «взглянуть в лицо» безжалостной реальности. Поэтому в некоторых его фильмах принято усматривать сатиру и социальную критику: от антифашизма и пацифизма в Оранжевом солдате до обличения пороков дельцов шоубизнеса в Девочках из шоу. В то же время, «реализм» Верхувена американского периода связан одновременно и с каким-то глобальным «сдвигом» всей конструкции, с таким налетом иронии и визуальной изощренностью, которые не дают относиться слишком серьезно к страданиям Наоми, пробивающей себе путь наверх, не считаясь со средствами (Девочки из шоу), или к борьбе героя Арнольда Шварценеггера за свою память и свободу Марса (Вспомнить все).
Для большинства фильмов Верхувена, будь то голландских или голливудских, характерно повышенное внимание к качеству создаваемого пространства. В голландских работах это внимание проявляется в детализации, в той тщательности, с которой воссоздаются, к примеру, интерьеры богемной мастерской или снимаются улицы Амстердама с их неповторимой атмосферой. В голливудских фильмах режиссер пошел по пути увеличения шика, доведя его в Девочках из шоу до автокарикатурной глянцевости: самые роскошные машины, самое великолепное шоу, самые красивые тела. Незаурядным качеством изображения на многих картинах Верхувен обязан незаурядному оператору – его ранние фильмы, а также Основной инстинкт снимал Ян де Бонт, мастер динамичной и эффектной съемки, «певец города», создавший поразительный футуристический образ Японии в фильме Ридли Скотта Черный дождь. Очевидно и пристрастие режиссера к очень ярким, сильным актерам с красивыми телами, с большой энергетикой. Это Рутгер Хауэр, Шэрон Стоун, Майкл Дуглас, Арнольд Шварценеггер, Каспер ван Дьен, Джина Гершон (для многих актеров именно работа с Верхувеном стала «звездным билетом» в мир высоких гонораров и зрительской любви).
Пол Верхувен является одним из лучших мастеров эротического в кино. Основной инстинкт поражает зрителей не только эффектным и динамичным сюжетом, но той атмосферой желания, которой фильм пропитан задолго до первой сексуальной сцены. В Девочках из шоу (фильме, который провалился в прокате и обычно несправедливо считается неудачей режиссера) эротика, желание сделаны основным предметом, существующим как бы параллельно, а на самом деле над сказочно-неправдоподобным сюжетом. Верхувен умело использует в своих фильмах основные законы экранной сексуальности, показывая ожидание, взгляд, недостижимость чаще и дольше, чем непосредственно сексуальные сцены (хотя когда до них доходит дело, зритель оказывается вознагражден сполна). В совокупности с характерными типами героев (он – мужественный, даже бесшабашный, прямой, ироничный; она – сексуальная, сильная и опасная), с апологией братства, долга, порядочности, порой патриотизма, это создает тип кино, который критики любят называть мужским. Но кинематограф Пола Верхувена правильнее было бы назвать зрительским: в нем все радует глаз, соответствует ожиданиям, в меру провоцирует и порой заставляет думать.
Фильмография (телевизионные и игровые фильмы)
Портрет Антона Адриана Муссерта (Portret van Anton Adriaan Mussert, 1968, TV), Флорис («Floris», 1969, TV), Борец (Worstelar, De, 1970), Что я вижу? (в английском прокате Работа есть работа) (Wat zien ik?, 1971), Турецкие сладости (Turks fruit, 1973), Китти-Вертихвостка (Keetje Tippel, 1975), Оранжевый солдат (или Солдат королевы) (Soldaat van Oranje, 1977), Все проходит (All Things Pass, 1979) (TV), Лихачи (Spetters, 1980), Четвертый человек (Vierde man, De, 1983), Автостопщик (Hitchhiker, The, 1983, TV), Плоть и кровь (Flesh &Blood, 1985), Робот-полицейский (RoboCop, 1987), Вспомнить все (Total Recall, 1990), Основной инстинкт (Basic Instinct, 1992), Девочки из шоу (или Шоугерлз, или Стриптизерки)(Showgirls, 1995), Космический десант (Starship Troopers, 1997), Человек-невидимка (Hollow Man, 2000); Чёрная книга (Zwartboek, 2006).
Наталья Самутина
Rob Van Scheers, Aletta Stevens (Translator). Paul Verhoeven. Faber & Faber; 1997
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»