ВАСИЛЬЕВ, ПАВЕЛ ВАСИЛЬЕВИЧ
ВАСИЛЬЕВ, ПАВЕЛ ВАСИЛЬЕВИЧ (1832–1879), русский драматический актер из театральной династии Васильевых.
Родился в 1832 в Москве в бедной мещанской семье из бывших крепостных. Точная дата рождения неизвестна. В московское театральное училище поступил благодаря стараниям старшего брата, Сергея Павловича Васильева (Васильев «первый»), к тому времени известного артиста Малого театра. В 1850, после окончания Московского театрального училища, несмотря на очевидные способности к комедии и драме (обучение проходил у В.И.Живокини), был зачислен фигурантом в балетную труппу московского императорского театра. Это послужило главной причиной его ухода на провинциальную сцену. Уже с 1853 он становится ведущим актером черниговского театра. Знакомство с А.Е.Мартыновым в Харькове отразилось на всем дальнейшем творчестве Васильева: «Я всем, решительно всем обязан Мартынову». Пересмотрев свои сценические достижения под углом зрения «натуральной, гениальной» мартыновской игры, полной глубокой человечности, Васильев переживает серьезный кризис, итогом которого становится второе рождение артиста.
В 1860, после успешного дебюта, поступает на сцену Петербургского Александринского театра на место умершего Мартынова. Однако отсутствие творческих перспектив не удовлетворяют актера. В 1864, по истечению срока контракта, в записке на имя директора он заявляет о своем «невыносимом положении на здешней сцене», но получив отказ в улучшении условий службы, подает в отставку. И лишь на измененных условиях, через год, возвращается на петербургскую сцену. Тем не менее, первый период его службы на столичной сцене составил ему большую заслуженную славу. За это время им были сыграны лучшие роли, многие из которых начали постигаться артистом еще в провинции – Осип (Ревизор Н.В.Гоголя), Расплюев (Свадьба Кречинского А.В.Сухово-Кобылина) и др. Но именно в период зрелости артиста провинциальные «зарисовки» обрели законченный художественный характер. В 1860-е окончательно формируется своеобразие васильевского метода, его особая органика, проявившаяся, прежде всего, в русском классическом репертуаре. Его таланту были подвластны как комические роли, где от смешного до трагического – всего один шаг: Бальзаминов, Подхалюзин (Женитьба Бальзаминова, Свои люди-сочтесяА.Н.Островского), так и роли, требующие трагического темперамента – Тихон, Краснов (Гроза, Грех да беда на кого не живет того же автора). Недаром Островский после смерти Мартынова считал Васильева единственным понимающим его артистом на петербургской сцене. Всего в пьесах Островского артист сыграл 24 роли, поражая контрастом своих возможностей и великого комика, и незаурядного трагика. В этих ролях он вскрывал трагические противоречия русской жизни, русского характера. Следует отметить, что почти все герои Васильева были, прежде всего, любящими, страстными, страдающими людьми, чувствительными к фальши и несправедливости. Так или иначе, они проходили испытание унижением и непризнанностью, и исповедовали свою правду, выходящую за пределы породившей их среды. Артист страстно защищал честь и человеческое достоинство «маленького человека», отверженного и растоптанного, но протестующего против своего положения. Здесь вершиной его творчества стала роль Кузовкина (Нахлебник И.С.Тургенева). Тему духовного превосходства и силы настоящей души утверждал Васильев в другой своей блистательной роли – Любима Торцова (Бедность не порок А.Н.Островского). Другие знаменитые трагические роли актера: Михайла и Ананий в пьесах современных драматургов А.Потехина (Чужое добро впрок не идет) и А.Писемского (Горькая судьбина), раскрывающие не только прекрасное в человеке, но и страшное в нем, происходящее от необузданности колоссальных страстей. Крупной его удачей была также роль Расплюева в пьесе А.В.Сухово-Кобылина Свадьба Кречинского, в которой он подчеркивал не столько низость изображаемого персонажа, сколько страшное отчаяние и острейший драматизм его судьбы.
Второй период работы актера на Александринской сцене начинается с 1865 и продолжается 10 лет. За это время сыграл 144 роли (из них 17 ролей в пьесах А.Н.Островского).
Васильев продолжал и развивал мартыновскую тему «маленького человека», изображая характеры простых людей с особой проникновенностью, подчас за внешним комизмом роли вскрывая острый драматизм, лирическую наполненность глубоким чувством. Нежным, неприспособленным смешным мечтателем был, например, его Бальзаминов, которого становилось жалко до слез. Но Васильева продолжали интересовать и масштабные личности, такие, как например, Гамлет, которого он играл только в избранном круге друзей, опасаясь несоответствия своей негероической внешности сложившимся сценическим традициям.
Большой смелостью стала его попытка, вернувшись на столичную сцену, сыграть роль Иоанна Грозного в одноименной трагедии А.К.Толстого. Васильев сознательно лишал Иоанна Грозного величественного царского облика. В его исполнении Иоанн был надломленным, изуродованным неограниченной властью человеком, глубоко несчастным и одиноким, находящимся во власти страха и отчаяния, испытывающем невыразимые муки. Он раскрывал внутренний мир царя, психологические нюансы его предсмертного существования. Несмотря на одобрение части публики, официальная критика отрицательно оценила исполнение артиста, как не отвечающее принятым канонам в изображении коронованных особ. Роль была передана другому премьеру театра – В.Самойлову, умеющему быть эффектным и театральным в исторических ролях.
В 1874 оставил во второй раз столичную сцену. В 1874–1875 выступал в Московском общедоступном частном театре, исполняя лучшие роли из своего старого репертуара (роль Городничего в пьесе Н.В.Гоголя Ревизор). С особой теплотой исполнял роль станционного смотрителя Вырина (Станционный смотритель А.С.Пушкина). В 1875–1877 гг. вновь гастролирует в провинции, где его лучшим поздним созданием станет роль Фамусова (Горе от ума А.С.Грибоедова). Просьба Васильева о его возвращении в труппу Александринского театра, дирекцией удовлетворена не была.
Умер 29 марта (10 апреля) 1879 в Москве.
Екатерина Юдина
Мордисон Г.З. Жизнь актера Павла Васильева. Л., 1972
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»