ТЫШКЕВИЧ, БЕАТА
ТЫШКЕВИЧ, БЕАТА (Tyszkewicz, Beata) (р. 1938), польская киноактриса. Родилась 14 августа 1938 в Варшаве. В возрасте 17 лет снялась в экранизации пьесы польского драматурга А.Фредро Месть (Zemsta, реж. Б.Бохдзевич). Училась в Государственной Высшей театральной школе, работала ассистентом режиссера на телевидении, продолжая сниматься в кино. В самом начале 1960-х появляется почти в десятке картин польского мейнстрима (мелодрама о детях Яцек и его президент – Odwiedziny prezydenta; фильмы о войне Самсон – Samson и Сегодня ночью погибнет город – Dzis w nocy umrze miasto, оба 1961; драмы День поминовения усопших – Zaduszki, 1962; Черные крылья – Czarne skrzydla, 1963), оставаясь, однако, в тени более известных исполнителей.
Первым крупным успехом Тышкевич стала роль в фильме Первый день свободы (Pierwszy dzien wolnosci, 1964) А.Форда, где актриса сыграла молодую немку Ингу Роде, изнасилованную после капитуляции Третьего рейха иностранными рабочими. Яркая красота, обаяние и эротизм молодой актрисы, которой стали прочить лавры «восточноевропейской Бардо», позволили ей уже в 1966 сняться в главной роли в фильме бельгийского режиссера А.Дельво Человек с обритой головой (De Man die zijn haar kort liet knippen). В польских фильмах наиболее выигрышным амплуа Тышкевич становится традиционный тип славянской красавицы, который она особенно эффектно передает в костюмно-исторических драмах – например, в Пепле (Popioly, 1965) А.Вайды, в то время мужа актрисы. В дуэте с Д.Ольбрыхским Тышкевич была выведена на авансцену экранного романа о Польше времен наполеоновских войн. Героиню той же эпохи (Марию Валевскую), но уже с ироническими, комедийными интонациями Тышкевич сыграла в фильме Л.Бучковского Марыся и Наполеон (Marysia i Napoleon, 1966). Показательно, что «зеркальным двойником» этого образа в фильме стала современная варшавская студентка, также в исполнении Тышкевич: у актрисы, чьи романтические увлечения стали одной из легенд польского кино, были серьезные основания воплощать идеал раскованной и эмансипированной европейской женщины 1960-х годов. Автобиографичный образ такой героини был создан Тышкевич в горько-иронической драме Вайды Все на продажу (Wszystko na sprzedaz, 1968), героями которой стали современные польские кинематографисты. Все же больше успеха и признания актрисе принесла костюмная роль польской аристократки Изабеллы Ленцкой в экранизации романа Б.Пруса Кукла (Lalka, 1968).
В начале 1970-х актриса часто снимается за пределами Польши – в Венгрии, Болгарии, ГДР, СССР. Особой удачей в этом ряду стала советская экранизация романа И.С.Тургенева Дворянское гнездо (1969, реж. А.Михалков-Кончаловский), где Тышкевич предстала в образе обольстительной красавицы Варвары Лаврецкой, «дворянки по происхождению, кокотки по темпераменту». Фильмом, завершившим карьеру Тышкевич, стал польско-французский телесериал В.Солажа Великая любовь Бальзака (Wielka milosc Balzaka, 1972), в котором актриса блеснула в роли Эвелины Ганской.
Конец 1970-х годов стал для Тышкевич переломным периодом: она заметно меньше снимается, переходя к более возрастным и «уравновешенным» героиням. На какое-то время переезжает во Францию, играет в нескольких французских кино- и телефильмах, в частности в мелодраме К.Лелюша Эдит и Марсель (Edith et Marcel, 1983). Во второй половине 1980-х и в 1990-е годы вновь часто снимается в Польше, в основном в ролях второго плана (Ва-банк-II – Vabank II, 1985; Усмешка дьявола – Usmev diabla, 1987; Молчаливое прикосновение – Dotkniecie reki, 1992; Две луны – Dwa ksiezyce, 1993; Немцы – Niemcy, 1995; Золото дезертиров – Zloto dezerterow, 1998, и др.). Ее сотрудничество с российским кинематографом было продолжено в политическом детективе И.Гостева Европейская история (1984), в приключенческом фильме из времен Первой мировой войны Прекрасная незнакомка (российско-польская копродукция, реж. Е.Гоффман) и, уже в новом веке, в военном триллере М.Пташука В августе 44-го (2001). Наряду с актерской деятельностью Тышкевич занимает пост Президента Фонда польской культуры.
Актеры зарубежного кино, вып. 3. М., 1966
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»