ТЕНЯКОВА (ЮРСКАЯ), НАТАЛЬЯ МАКСИМОВНА
ТЕНЯКОВА (ЮРСКАЯ), НАТАЛЬЯ МАКСИМОВНА (р. 1944), российская актриса. Народная артистка России (1994). Лауреат премии «Золотая маска» (1995) – спектакль Стулья Э.Ионеско в постановке С.Юрского.
Родилась 3 июля 1944 в Ленинграде. В 1961 поступила на актерский факультет Ленинградского института театра, музыки и кинематографии на курс Б.В.Зона. Ее семья была далека от театра, и ей пришлось целый год скрывать от отца, что она учится в театральном, а не в педагогическом институте.
В 1965 закончила институт, и была принята в труппу Ленинградского театра им. Ленинского комсомола, где дебютировала в сложнейшей роли – Полли Пичем (Трехгрошовая опера Б.Брехта). Эта роль потребовала от актрисы не только драматических, но и профессиональных вокальных данных. В 1966 – и тоже с главной роли – началась ее карьера в кино (Старшая сестра). Столь блистательное начало получило не менее блестящее продолжение: через год Г.А.Товстоногов пригласил ее в один из лучших театров всей страны – БДТ им. Горького. Первой ее работой на этой сцене стала роль Аглаи в спектакле Товстоногова Идиот. Партнерство со И.Смоктуновским (князь Мышкин) было и актерской удачей, и великолепной школой.
В течение почти десяти лет ее жизнь складывалась ровно и успешно. Было много интересных ролей в классических и современных спектаклях – Клея (Лиса и виноград), Лизелотта (Два театра), Настя (Счастливые дни несчастливого человека), Арманда (Мольер), Марья Антоновна (Ревизор), Вера (Три мешка сорной пшеницы), Юлия (Дачники), Александра (Фантазии Фарятьева) и др. Были отличные партнеры, прекрасная режиссура, хорошие рецензии и зрительский успех. Были несколько серьезных работ в кино. Появилась семья – муж Сергей Юрский и дочка Даша. В середине 1970-х Юрский ушел из театра и ездил с концертными программами. В 1979 его пригласили в театр Моссовета ставить спектакль для Р.Плятта Тема с вариациями. В том же году в труппу театра Моссовета была приглашена и Тенякова. Пришлось строить свою жизнь заново, и было это непросто.
Адаптироваться Теняковой помог театр. Снова были роли – глубокие, интересные, разные. Сначала – вводы: Версия (Любовь Дмитриевна Блок), Тема с вариациями (Любовь Сергеевна), Братья Карамазовы (Грушенька). Индивидуальность актрисы – удивительный глубокий голос, четкая пластика, яркая театральность – помогли не просто органично войти в спектакли, повторяя чужой рисунок роли, но сделать эти спектакли иными, не разрушая, но видоизменяя и обогащая их.
Дальше были репетиции и премьеры – Гедда Габлер (Гедда Габлер), мадмуазель Сюпо (Орнифль, или Сквозной ветерок), Софья Андреевна Толстая (Если буду жив), Фрося (Печка на колесе). И, конечно, Паня в спектакле Вдовий пароход, который поставила Генриетта Яновская. Театральная Москва признала и полюбила Тенякову сразу.
А еще через десять лет, в 1988 – новый крутой поворот судьбы. Тенякову позвал во МХАТ им.Чехова О.Н.Ефремов, и позвал на конкретную роль – на Раневскую. Индивидуальность Теняковой, позволяющая использовать резкие контрастные краски в разработке персонажей, пришлась в обновленном МХАТе как нельзя лучше.
Ярко выраженная театральность, характерность, зачастую граничащая с эксцентрикой, делает Тенякову не слишком востребованной в кино: после интенсивных съемок первых лет своей профессиональной деятельности, она снималась редко; при этом лучшие ее кинороли сыграны в откровенно театральной манере (например, Любовь и голуби).
Во МХАТе им.Чехова сыграла Мадлену Бежар (Кабала святош), Феклу Ивановну (Женитьба), Эрминию фон Валенсей (Красивая жизнь), Тасю (Новый американец), Анчу (Нули), Барабанову (Ретро), Татьяну (Рождественские грезы). На мхатовскую сцену вместе с ней выходит и ее дочь, молодая актриса Дарья Юрская. А в спектакле После репетиции занята вся династия – вместе с Сергеем Юрским, и играют они театральную семью: мужа-режиссера, жену-актрису и дочь-актрису.
Играет и в антрепризных спектаклях, в театре «Школа современной пьесы»: Стулья Э.Ионеско и Провокация И.Вацетиса.
В конце 2003 театральная Москва была удивлена сюрпризом: театр им.Вахтангова, который никогда не занимает «приходящих» актеров, пригласил в бенефисный спектакль В.Ланового Фредерик, или Бульвар Преступлений Наталью Тенякову. По отзывам критики, именно эта роль стала главной актерской удачей спектакля.
ФИЛЬМОГРАФИЯ: Старшая сестра (1966); Зеленая карета (1967); Гроза над Белой (1968); Наши знакомые (1968); Ограбление в полночь (1978); Бал (1979); Али-баба и сорок разбойников (1983); Любовь и голуби (1984); Пожар. Дело № 19 (1985, сериал Следствие ведут знатоки); Полковник Шабер (1990); Чернов /Chernov (1990); Фиеста (1991); Большая кошачья сказка (1992); Требуются седые человеческие волосы (1992); Дядюшкин сон (1995)
Татьяна Шабалина
Юрский С.Ю. Содержимое ящика М., 1999
Юрский С.Ю. Игра в жизнь М., 2002
Юрский С.Ю. Попытка думать М., 2003
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»