ТЕАТР СУВОРИНА
ТЕАТР СУВОРИНА (Театр Литературно-художественного общества), русский театр, существовавший в Петербурге (Петрограде) в 1895— 1917. Размещался в здании бывшего Апраксинского театра на Фонтанке, который построил в 1876–1878 граф Антон Апраксин на принадлежавшем ему рынке (архитектор Л.Фонтана).
Театр Апраксина пользовался популярностью у состоятельных петербуржцев, хотя постоянных плановых спектаклей в театре не было до 1895, затем здание арендовала труппа Литературно-артистического кружка. Эта труппа была организована на паевых началах главным пайщиком – владельцем издательского предприятия Алексеем Сергеевичем Сувориным, а также П.П.Гнедичем, П.Д.Ленским. Но одной из главных страстей Суворина был театр – он писал пьесы и стремился к режиссуре. Организация и финансирование театра Литературно-артистического кружка открыли перед ним возможности реализации своей страсти. Вскоре паевое владение театром трансформировалось в частное театральное предприятие Суворина. Правда, Гнедич ведал репертуарной частью вплоть до 1901, когда он перешел в Александринский театр.
Официальное название театра менялось – с 1899 он именовался Театром Литературно-художественного общества, с 1912, после смерти Суворина, он стал носить его имя. Однако в обиходе театр с самого начала именовался Суворинским (реже – Малым) театром.
Открытие Суворинского театра состоялось 17 сентября 1895 спектаклем Гроза по пьесе А.Островского. В этом же сезоне состоялись премьеры спектаклей Кукольный дом Г.Ибсена, Трудовой хлеб и Бедность не порок А.Островского, Нахлебник И.Тургенева, Принцесса Греза Э.Ростана, Тайна души (Там внутри) М.Метерлинка.
Руководство театра делало ставку на постановки модных и новых пьес. На сцене театра впервые были поставлены пьесы Власть тьмы Л.Толстого (1895, сразу после снятия запрета на ее постановку), Царь Федор Иоаннович А.К.Толстого (1898, также после снятия запрета и чуть раньше знаменитого спектакля МХТ), только что написанная первая пьеса С.Найденова Дети Ванюшина (1901). Широко известны постановки: Ганнеле Г.Гауптмана (1897), Юлий Цезарь (1897), Макбет (1899) и Укрощение строптивой (1899) У.Шекспира, Преступление и наказание по Ф.Достоевскому (1899), Веселые расплюевские дни (Смерть Тарелкина) А.Сухово-Кобылина (1900), Мария Стюарт Ф.Шиллера (1900) и др. Заботясь о развитии русской драматургии, театр проводил ежегодные конкурсы новых пьес.
Замечательный репертуар не был единственным достоинством театра – на его сцене играли лучшие российские актеры. Так, в 1896 здесь дебютировал В.Качалов, сыгравший в театре около 35 ролей. В разные годы на сцене театра играли такие актеры, как Л.Яворская, П.Стрепетова, П.Орленев, Е.Рощина-Инсарова, А.Пасхалова, И.Судьбинин, М.Михайлов, М.Домашева, З.Холмская, В.Далматов (Лучич), К.Бравич, К.Яковлев, Б.Глаголин, Н.Музиль-Бороздина, В.Миронова, Е.Корчагина-Александровская, О.Глебова-Судейкина, В.Топорков. При театре была создана своя театральная школа, ее в 1910 оканчивает М.Чехов. Свои первые шаги на профессиональной сцене он сделал в Суворинском театре, где проработал до 1912. С труппой театра выступали гастролеры Н.П.Россов, Т.Сальвини, В.Ф.Комиссаржевская, М.В.Дальский.
В театре сформировалась и сильная режиссерская группа. Спектакли ставили Е.Карпов, П.Гнедич, Н.Арбатов, Н.Попов, Н.Евреинов, Г.Гловацкий, С.Надеждин и др. Много внимания уделялось художественному оформлению спектаклей, в создании ряда постановок участвовали Н.Сапунов и С.Судейкин. К некоторым спектаклям писал музыку М.Кузмин. На премьерах театра Суворина часто бывали А.Чехов и В.Розанов. Театр пользовался большой популярностью у аристократической публики.
Однако патриотические, программные постановки театра вызывали у части общественности обвинения в шовинизме. Большой политический скандал разыгрался осенью 1900, на премьере пьесы В.Крылова и С.Литвина (Эфрона) Контрабандисты (первонач. название Сыны Израиля). В этом произведении евреи, жители пограничного городка, представали перед зрителями в виде преступной шайки, готовой пойти на убийство ради денег. Радикальный студенческий кружок «Полярная звезда», не посещавший обычно Суворинский театр, принял решение о срыве премьеры. Правительственные круги, знающие о готовящейся акции и настаивающие на премьере, стянули к театру силы полиции. Как только началось действие, в зале раздался свист, крики, на сцену полетели различные предметы. Спектакль был сорван, многих участников демонстрации полиция арестовала у выхода. После этого режиссер спектакля А.Коломнин умер от сердечного приступа, сам Суворин подвергся обструкции. 20 августа 1901 произошел пожар, в результате чего сгорели многие декорации и костюмы, и театр вынужден был открыть сезон в помещении Панаевского театра.
После смерти Суворина в 1912 владельцами театра стали его наследники – М. и А.Суворины. В 1914 театр отделился от Литературно-художественного общества, в 1917 преобразовался в товарищество (Театр Союза драматических актеров, 1917–1918), а затем снова стал частным предприятием. В 1918 театр перешел в ведение профсоюза сценических деятелей, но в том же году закрылся. В 1919 театр был национализирован и стал называться Особой драматической труппой. Руководителями и идейными вдохновителями ОДТ стали поэт А.Блок и писатель М.Горький. Так возник новый театр, продолжающий до сих пор работать в здании на набережной Фонтанки, 65, и сегодня носящий название Большого Драматического театра им. Г.Товстоногова.
Татьяна Шабалина
Долгов Н. Двадцатилетие театра им. А.С.Суворина. Петроград, 1915
Дневник Алексея Сергеевича Суворина. М., 1999
Гнедич П. Книга жизни. Воспоминания. 1855-1918. М., 2000
Руднев П. Театральные взгляды Василия Розанова. М., 2003
Сергеев С. Гражданин Суворин. К 170-летию со дня рождения. Наш Современник, 2004, № 11
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»