ШНАЙДЕР, МАРИЯ
ШНАЙДЕР, МАРИЯ (Schneider, Maria) (1952–2011), французская киноактриса. Родилась 27 марта 1952 в Париже в семье французского актера Д.Желена и иммигрантки из Румынии. С 1969 начала появляться в эпизодических ролях (Женщины – Les Femmes, 1969, – с Б.Бардо); Безумно – Madly, 1970, – с А.Делоном). В 1972 была приглашена Б.Бертолуччи на главную роль в фильме Последнее танго в Париже (The Last Tango in Paris, 1973), принесшей ей всемирную известность. Критики отмечали, что актриса, как и ее героиня, 20-летняя парижанка Жанна, не вполне понимала смысл странных отношений, в которые она вступала с героем М.Брандо, и потому выглядела естественной и убедительной. Вместе с тем игра Шнайдер не сводилась к участию в скандальных по тому времени эпизодах половых актов: она заинтриговала серьезного зрителя сочетанием наивного темперамента и холодного нигилизма.
Признанием актерских способностей Шнайдер и ее имиджа «сексуальной бунтарши» стали новые предложения главных ролей от крупных европейских режиссеров – М.Антониони, сделавшего ее партнершей Дж.Николсона в фильме Профессия: репортер (Professione: reporter, 1975), Р.Клемана (мелодрама Приходящая няня – The Babysitter, 1975). Однако если в первом фильме актрисе вновь удалось связать свое имя с незаурядным произведением авторского кино, то во втором все обернулось откровенным фиаско.
Во второй половине 1970-х годов Шнайдер так и не находит для себя «звездную» роль, играя в основном второстепенных героинь, к тому же в фильмах «второго эшелона», снимаемых в Италии, Франции, Голландии (Неистовая – Violanta, 1977); Я принадлежу мне – Io sono mia, 1978); Женщина, как Ева – A Woman Like Eve, 1979); Увертка – La Derobade, 1979). Многообещающая возможность сыграть главную роль в последней картине Л.Бунюэля Смутный объект желания (That Obscure Object of Desire, 1977) заканчивается скандальным конфликтом с режиссером и отстранением Шнайдер от съемок. Надежда на новый взлет появляется в 1982, после главной роли «странной девушки» Франчески в трагикомедии Л.Коменчини В поисках Иисуса (Cercasi Gesu), однако ряд последующих фильмов (Принцесса и фотограф – Princess and the Photographer, 1986); Место жительства под наблюдением – Residence surveillйe, 1987); Бункер «Палас-отель» – Bunker Palace Hotel, 1989) не развивают этого успеха.
В начале 1990-х Шнайдер находит себя в реалистической социальной драме, сначала как бывшая заключенная, одна из трех героинь фильма В стране Джульетт (Au pays de Juliets, 1992), а затем в роли подруги больного СПИДом бисексуала в «экстремальной» ленте С.Колара Дикие ночи (1993), но в дальнейшем ограничивается характерными ролями второго плана в фильмах европейского мейнстрима (Джейн Эйр – Jane Eir, 1996); Во что можно верить – Something to Beleive In, 1998). Умерла Шнайдер 3 февраля 2011 в Париже.
Мария Шнайдер: Пожалуйста, забудьте об этом фильме. – Иностранная литература, 1975, № 1
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»