БАРДО, БРИЖИТ
БАРДО, БРИЖИТ (Bardot, Brigitte) (р. 1934), французская киноактриса. Родилась 28 сентября 1934 в Париже. С детства занималась танцами, училась в балетной школе. С 14 лет стала позировать как фотомодель для журналов мод, в том числе для журнала «Elle». Фотографии увидел режиссер М.Аллегре, посоветовавший девушке сниматься в кино. Экранным дебютом Бардо стал эпизод в комедии Нормандская дыра (Le Trou Normand, 1952, реж. Ж.Буайе) с Бурвилем в главной роли. Тогда же состоялось ее знакомство с начинающим режиссером Р.Вадимом, который в 1952 стал ее первым мужем. Какое-то время Бардо пробовала играть на сцене парижского театра «Ателье», но, не снискав успеха, предпочла эпизодические роли в кино (Будущие звезды – Futures vedettes, 1955, Большие маневры – Les Grandes manoeuvres, 1956, Франция, Елена Троянская – Helen of Troy, 1955, Италия), в которых зрителю впервые открылось ее обаяние.
Вскоре молодая актриса поднялась на уровень главных героинь в фильмах французского и итальянского мейнстрима (Мадмуазель Стриптиз – Mademoiselle Striptease, Любовница Нерона – Mio figlio Nerone, 1956, Эта чертова девчонка – Cette sacrée gamine, 1956), однако моментом ее подлинного взлета стал фильм Вадима И Бог создал женщину (Et Dieu… Crea la Femme, 1956), положивший начало мифа о «ББ». Наивная и непосредственная Джульетта с танцующей походкой, копной светлых волос и чувственными, припухшими губами обозначила контуры того секс-символа и стиля, который в дальнейшем стала олицетворять сама Бардо.
1950-е и особенно 1960-е годы доказали, что феномен популярности новой кинозвезды и молодежного идола формировался не столько кинематографом, сколько средствами масс-медиа. Не преуменьшая актерских способностей Бардо, проявившихся в популярных комедиях (Парижанка – La Parisienne, 1957; Бабетта идет на войну – Babette s'en va-t-en guerre, 1959) и драмах с авторской режиссурой (Частная жизнь – La Vie Privée, реж. Л.Малль, 1962; Презрение – Le Mepris, реж Ж.-Л.Годар, 1963), надо признать, что для почитателей ее мифа куда большее значение имели ее брачные и внебрачные связи (Ж.-Л.Трентиньян, Ж.Беко, Р.Валлоне, С.Дистель, Ж.Шарье и т.д.), фестивальные скандалы и эксцентричные увлечения (доведенная до абсурда забота о животных). Но и в ряду кумиров поп-культуры Бардо была уникальным явлением. Интерес к ее личности проявляла не только «толпа», но и выдающиеся интеллектуалы эпохи, как Симона де Бовуар (супруга Ж.-П. Сартра), написавшая о Бардо книгу-эссе (Брижит Бардо, или Синдром Лолиты).
Вместе с тем блистающий венец «невесты мира» и «богини молодежного бунта» имел и потаенные шипы в виде патологического публичного интереса к ее персоне. Во многом из-за этого в 1960 Бардо пыталась покончить с собой (эта автобиографическая коллизия была ярко воспроизведена актрисой в фильме Частная жизнь). В 1962, почувствовав, что в ее кинематографической карьере намечается кризис, она впервые задумалась об уходе из кино. Отказ от этого решения привел к нескольким немаловажным для кино 1960-х ролям – в фильмах Презрение, Вива, Мария! (Viva, Maria!, 1965, показательно, что в обоих случаях героини Бардо – актрисы), в новелле Вадима в фильме по Э.По Духи умершего (Spirits of the Dead, 1968) и в дюжине бесцветных, если не провальных ролей в весьма средних жанровых картинах (романтическая драма С радостным сердцем – A Cæur joieux, 1967, вестерны Шалако – Shalako, 1968, и Нефтедобытчицы – Les Petroleuses, 1971).
В 1973 Бардо, под нажимом режиссера Вадима, сделала последнюю попытку интегрировать свой имидж «сексуальной богини» в кинематограф новой эпохи. Не утратившая былой обольстительности актриса появилась в заглавной роли драмы-притчи Вадима Дон Жуан-73 (Don Juan-73), где ее героиня демонстрирует свою демоническую сексуальную власть и над мужчинами, и над женщинами. В том же 1973 она снялась также в фильме-сказке История про Колино-юбочника (L'Histoire de Colinot Trousse chemise) и распрощалась с кинематографом. Поселившись в своей вилле Мадраг на Лазурном берегу и деля свободное время между борьбой за права животных, записью песен и написанием мемуаров, Бардо осталась героиней светской хроники и представительницей социальной элиты. Кроме Вадима, она официально вступала в брак с актером Ж.Шарье (от него родила сына Николя), германским миллионером Г.Заксом и активистом французской ультраправой партии «Национальный фронт» Б.Д'Ормалем.
Дмитриев В., Михалкович В. Анатомия мифа Б.Б. М., 1975
Бардо Б. Инициалы Б.Б. М., 1997
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»