РИФЕНШТАЛЬ, ЛЕНИ
РИФЕНШТАЛЬ, ЛЕНИ (Riefenstahl, Leni) (полное имя Хелена Берта Амалия Рифеншталь) (1902–2003), танцовщица, актриса, режиссер, реформатор кинематографа, фотохудожник.
Родилась 22 августа 1902 в Берлине. Отец был образованным человеком и владел крупной фирмой. Интеллигентные родители способствовали хорошему воспитанию девочки. В 1910 начинает учиться в Берлинской школе искусств, в которой пристрастилась к живописи, музыке, балету и танцам. Дальнейшее обучение продолжила в русской балетной школе в Берлине у бывшей русской балерины Евгении Эдуардовой. Лени стала ее лучшей ученицей. Вскоре Рифеншталь, достигнув значительного успеха в учебе, стала выступать с танцовщицей Мари Вигман. Выходила на сцены различных небольших театров. В 1923 перед ней распахнулись двери лучших театров Европы в Цюрихе, Мюнхене, Праге и, наконец, в Берлине - в Национальном театре под управлением Макса Рейнхарда, где ее выступление имело грандиозный успех. В 1924 во время очередных гастролей в Праге, в результате неосторожного прыжка, серьезно повредила коленный сустав. После нескольких месяцев лечения пришлось оставить профессиональную сцену.
Свой путь в киноискусство начинает в 1926 в качестве актрисы-танцовщицы. В дебютной ленте Священная гора исполнила роль танцовщицы Диотимы. Далее были актерские работы в «горных фильмах» (кинокартин, действие которых происходит в горах) режиссера Арнольда Фанка: Большой прыжок, Белый ад Пиц-Палю, Шторм над Монбланом и др. Она бесстрашно покоряла горные пики, рискуя жизнью, без страховки выполняла сложнейшие трюки: «Только при одном взгляде на эту смелую женщину, становилось понятно, перед вами художник с большим будущем и большими перспективами…», – вспоминал актер театра и кино Владимир Гайдаров, знавший ее лично.
В 1932 делает свою первую режиссерскую работу, игровой фильм Голубой свет. «Доктор Фанк всегда умел сделать хорошее изображение, дающее впечатление сказки, благодаря снегу, льду и его блеску и т.п. Но я почувствовала, что реалистичная графика фильма требовала реалистичного изображения», – отмечала она в своем дневнике. Первым отличием ее раннего творчества от других авторов немецких «горных фильмов» 1920-х стало внимание к возможностям человеческого тела в сложных природных условиях. И в дальнейшем неоднократно доказывала важность кинематографичности пластики тела актера.
Увы, но стремление режиссера возвеличить красоту человеческого тела полностью совпало с нацистской идеологией, что не могло не отразиться на ее дальнейшей судьбе. В 1933 после короткой встречи Лени Рифеншталь с Гитлером, она становится не только одной из его любимых актрис, но и главным режиссером партии национал-социалистов Германии. Кинематограф стал мощным идеологическим оружием в руках национал-социалистов, средством пропаганды.
Первым ее заданием стал документальный фильм Победа Веры о 5-м Конгрессе Партии Рейха, который проходил в Нюрнберге в 1933. Начиная с этой работы показала зрителям, каким огромным потенциалом художественных средств она обладает. Следующим ее фильмом стал Имперский партийный съезд, который явился своеобразным продолжением фильма Победа веры.
Руководствуясь принципами «чистого искусства» сделала все, чтобы добиться максимального художественного эффекта в фильме Триумф воли. Фильм повествует о 6-ом Конгрессе Партии Рейха. Она проработала в фильме образ фюрера и нацистской партии настолько впечатляюще, что благодаря ленте Гитлер приобрел миллионы сторонников. Съемочная группа состояла из 120 человек, в ее распоряжении было 30 камер, 36 операторов, около 80 помощников. Камеры закреплялись на флагштоках, поднимались на дирижаблях. Фильм начинается с полета Гитлера на самолете – фюрер показан в окружении облаков. Она полностью удовлетворила пристрастие Гитлера к напыщенной театральности. Для съемок сверху были подготовлены особые подъемные краны, рельсы для съемок с движения, вырыты ямы для нижних ракурсов (например, перед ораторской трибуной). На экране был явлен не человек, а божество, спускающееся с небес. В картине вообще не было людей – был лишь фюрер и масса, сотни и сотни марширующих шеренг со вскинутыми в приветствии руками. Для усиления психологического эффекта, в качестве музыкального сопровождения, использовала 28 нацистских маршей. Триумф воли стал апологией нацизма с очень сильной эстетической составляющей. Фильм получился настолько впечатляющим, что завоевал главный приз на французском Международном кинофестивале, проходившем в Париже в 1937 и множество других наград. По приказу Муссолини Триумфу воли дали золотую медаль на Венецианском кинофестивале.
Через много лет, отвечая на вопрос, гордится ли она тем, что сняла один из самых известных фильмов, она сказала: «Горжусь ли я? Что вы, я жалею, что сняла его: если бы я знала, что он мне принесет, то ни за что не стала бы его делать».
В 1936 в Берлине состоялись Олимпийские игры. В качестве режиссера, освещающего это событие, была приглашена Лени Рифеншталь. Прекрасная пластика тел спортсменов, победы и поражения, все это послужило прекрасным материалом для художника, ценившего человеческую красоту больше всего остального. Результатом, над которым она трудилась свыше двух лет (основное время занял просмотр отснятого материала в 400 километров пленки и монтаж), стал фильм Олимпия. В этой работе, анонимно принимал участие известный немецкий режиссер еврейского происхождения В.Руттман, поэтому он не стал афишировать свое участие в этой картине. Фильм состоял из двух частей: часть первая – Праздник народов (Боги стадиона) и часть вторая – Праздник красоты. Она изобрела множество кинематографических приемов – камера снимала пловца под водой, один оператор передвигался вместе с бегунами на специальной тележке, для другого вырыли специальную яму, чтобы он снимал прыгунов. Был использован метод съемки камерой с руки оператора, что позволило передать зрителю всю динамику происходящего. Именно за художественную ценность Олимпия, впоследствии, вошла в десятку фильмов всех времен. Фильм сделан в четырех версиях: немецкой, английской, французской и итальянской.
Лени постепенно отходит от работы в документальном кино, несмотря на попытки вермахта сделать из нее военного корреспондента. Столкнувшись с примерами жестокости солдат, она была шокирована и от работы отказалась. В конце 1940-х покидает Германию и, колеся по свету, работает над романтической драмой Равнина. После окончания Второй мировой войны несколько раз оказывалась за решеткой и даже провела два года в сумасшедшем доме. Впоследствии все обвинения в пособничестве нацизму были сняты и Рифеншталь перестали преследовать. Вернувшись в игровое кино, в 1951 в Риме восстановила довоенный фильм Голубой свет, и он вновь вышел на экраны в 1952.
Равнина, последний ее игровой фильм, законченный в 1954, практически не дошел до зрителей. Лента повествует о судьбе бедной танцовщицы-цыганки, которая становится жертвой коварного маркиза, и только помощь пастуха-красавца дарует ей спасение. За очередным мелодраматическим сюжетом скрывалась ее реальная трагедия. Критики вновь обвинили режиссера в сотрудничестве с фашистами, и она отходит от дел. Ни один из ее послевоенных проектов (в которых участвовали такие звезды, как Анна Маньяни, Бриджит Бардо, Жан Кокто, Жан Маре) не был завершен.
В 1970-е начинает заниматься фотографией. В то время она жила восемь месяцев в Судане, среди нубийцев из племен Масаки и Као. Результатом стал ее фотоальбом Последние нубийцы, в котором настолько очевидно желание показать красоту человеческого тела, что критики снова обвинили ее в пропаганде нацизма. Она пыталась оправдываться: «Да, я снимаю красивые тела. Меня привлекают эстетические темы, а не отрицательные. Отрицательное, по-моему, вообще не может вдохновлять на творчество», – говорила она, однако ее фильмы об Африке так и не вышли на экран.
Начинает заниматься подводным плаванием, совершив за последние три десятилетия более двух тысяч погружений. Итогом ее подводных путешествий стал фильм Подводные ощущения, прошедший на экранах практически незамеченным. А также фотоальбом Коралловые сады. Последней ее работой, осуществленной на 101 году жизни, стал документальный фильм Африканская мечта.
Уникальность и ценность ее творчества заключается в том, что, несмотря на политические аспекты ее творчества, она смогла покорить вершины мастерства в документальном кино. Хотя целью ее фильмов было прославление фашизма, не впечатлить их грандиозность не может: всегда выдержанный темпо-ритм происходящего на экране, разнообразие точек съемок и разноплановость кадров, подбор музыки и еще какая-то необъяснимая энергетика. Секрет ее мастерства таится в ее же словах: «Монтаж моих фильмов ритмичен, подобно движению в танце».
Умерла Лени Рифеншталь 9 сентября 2003, на юге Баварии.
Режиссерская фильмография: Голубой свет (Das Blaue Licht, 1932); Победа Веры (Sieg des Glauben, 1933); Триумф Воли (Triumph des Willens 1935); Наш Вермахт (Tag der freiheit – Unsere Wehrmacht 1935); Олимпия (Olympia, 1938); Равнина (Tiefland, 1954); Подводные ощущения (Impressionen Unter Wasser, 2002); Африканская мечта (Ein Traum von Afrika, 2003).
Актерская фильмография: Священная гора (Der heilige Berg, 1926); Большой прыжок (Der grosse Sprung, 1927); Белый ад Пиц-Палю (Die weisse Hölle vom Piz Palü, 1929); Шторм над Монбланом (Stürme über dem Montblanc, 1930); Голубой свет (Das Blaue Licht, 1932); SOS: Айсберг (S.O.S. Iceberg , 1933); Олимпия (Olympia, постановочный танец 1938); Равнина (Tiefland, 1954).
Сергей Гавриленко
Комаров С. История зарубежного кино, т. 2 – М., Искусство, 1965
Одри Салкелд. (Audrey Salkeld) The Portrait of Leni Riefenstahl (в переводе на русский язык): Лени Рифеншталь: Триумф и Воля. М., Эксмо, 2003
Ответь на вопросы викторины «Эпоха Возрождения»