ПРОЛОГ
ПРОЛОГ (греч. prologos, от pro – перед и logos – слово, речь), термин имеет несколько значений.
1. Вступительная часть художественного произведения (литературного, театрального, в том числе музыкально-сценического), в противоположность эпилогу – завершающей части. В прологе сообщается о событиях, предваряющих и мотивирующих основное действие, или разъясняется художественный замысел, эстетическое кредо автора.
В театральном искусстве содержание пролога менялось – в зависимости от исторического развития, жанровых особенностей и т.д.
В древнегреческом театре первоначально – пролог представлял собой обращение к зрителям, подготавливая их к восприятию действия. Это – начальная часть пьесы, предшествующая первой песне хора, пароду. В пьесах Эсхила и Софокла пролог органично входит в действие, в диалогической форме повествуя о событиях, предшествующих сценическому действию. Прологи пьес Еврипида преимущественно монологичны, написаны от лица одного из персонажей пьесы или божества; в них излагается миф, положенный в основу сценического произведения; иногда – указание на развязку произведения. В древнеримском театре (Плавт, Теренций и др. авторы) смысловое содержание пролога было расширено: кроме более или менее подробного пересказа сюжета, в него нередко включались просьбы к зрителям о снисхождении и доброжелательном приеме актеров; а также – литературная полемика и нападки на противников автора пьесы. В средневековом религиозном театре (литургическая драма, мистерия, миракль, моралите) пролог носил характер проповеди или молитвы. В театре Ренессанса пролог вернулся к изложению сюжета грядущего представления; при этом формы его были чрезвычайно разнообразны: монолог действующего лица, выступление хора, диалог. В прологе мог быть использован и аллегорический персонаж (Генрих IV, часть вторая У.Шекспира – Молва «в одежде, сплошь разрисованной языками»). В классицистском и особенно – просветительском театре пролог зачастую использовался авторами для выражения своих взглядов, политической и эстетической полемики. Кроме чисто функциональных задач – введение зрителей в курс происходящих событий, – автор в прологе может решать философские и эстетические задачи. Так, пролог на небе к Фаусту Гете не столько дает предысторию или подготавливает будущие события, сколько задает масштаб трагедии, придавая сюжету универсальный смысл, уводя зрителей от бытового восприятия к широкому обобщению. В 17–19 вв. прологом также называлось аллегорическое представление, предшествующее торжественному спектаклю (например, пролог Торжество муз Дмитриева на музыку Алябьева, Верстовского и Шольца, представленный в 1825 на открытии Большого театра). В современном драматическом театре возможно (хотя и не обязательно) использование любого вида прологов.
2. В оперном и балетном театре пролог – это картина или акт, предваряющий основное действие. Здесь мы знаем несколько видов прологов: аллегория (в операх Ж.Б.Люлли, К.Монтеверди, А.Скарлатти и других итальянских и французских композиторов 17–18 вв.), сюжетный рассказ о событиях, предваряющих основное действие (оперы и балеты 19 в. – Борис Годунов, Фауст, Снегурочка, Спящая красавица и др.); моносцена (вокальный монолог одного героя – Паяцы). Пролог может приобретать и значение самостоятельного произведения (одноактная опера Римского-Корсакова Боярыня Вера Шелога – пролог к его опере Псковитянка).
3. В цирковом искусстве пролог – второе название парада-алле, торжественного шествия всех участников представления перед его началом. См. также ЦИРК.
4. В древнерусской литературе пролог – сборник назидательных рассказов и поучений, расположенных по дням года.
Татьяна Шабалина
Дмитриев Ю. Искусство цирка. М., 1964
Дживилегов А., Бояджиев Г. История западно-европейского театра. М., 1991
Никулин Ю. Почти серьезно. М., 1992
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»