ПОЛЬСКИХ, ГАЛИНА АЛЕКСАНДРОВНА
ПОЛЬСКИХ, ГАЛИНА АЛЕКСАНДРОВНА (р. 1939), русская актриса театра и кино. Народная артистка РСФСР (1979). Родилась 27 ноября 1939 в Москве. В 1964 окончила ВГИК (мастерская С.Герасимова и Т.Макаровой), с этого же года стала актрисой Театра-студии киноактера.
Первая роль Польских в фильме режиссера Ю.Карасика Дикая собака Динго (1962) быстро позабылась, хотя сам фильм пользовался необыкновенный успехом у зрителей, но этому способствовала, скорее, мелодраматическая ситуация, положенная в основу картины, и чрезвычайно редкое, на грани скандала для советского кино тех лет, обстоятельство: влюбленная героиня – школьница. Сыграть замкнутого и своевольного подростка для двадцатидвухлетней актрисы было непросто не из-за драматургии, а из-за внешних данных: стройная и очень долго юно выглядевшая актриса не походила на травести. Женственность, чистота и некоторая остраненность воплощали идеал девушки 1960-х годов, и слова, которыми обмениваются Володя (одна из лучших ролей А.Локтева) и Алена, герои фильма Я шагаю по Москве (1963, реж. Г.Данелия), относятся не только к неизвестной девушке на аэродроме, но и к самой Алене. «Сегодня с утра на аэродроме вот так же девушка танцевала. Одна. Без музыки. – Красивая? – Как все девушки шестьдесят третьего года». В пределах крохотного эпизода актриса показала, что способна играть тонкие переходы настроения, превосходно владеет интонацией, мимикой, психологическим жестом.
Польских снималась много и регулярно. Среди ее героинь Галя из фильма Жили-были старик со старухой (1964, Г.Чухрай), Зоя из фильма Верность (1965, Тодоровский), Шура Окаемова из фильма Журналист (1967, Герасимов). Все эти картины искали ответ на главный вопрос: «Как и ради чего жить?» Во всех них, даже в герасимовской картине, сам жанр которой постулировал приземленность, некую изначальную повествовательность, есть и толика романтизма, вне зависимости от тональности фильма – драматической, как у Чухрая, или трагедийной, как у Тодоровского. Впрочем, то, что у Польских амплуа не романтической героини, а играть она способна и на долгом дыхании, роли возрастные и учитывая специфику телевизионного многосерийного фильма, стало ясно, когда вышел на экраны фильм режиссеров В.Краснопольского и В.Ускова Тени исчезают в полдень (1974). Редкую способность органично чувствовать себя и в эксцентрической комедии, и в фарсе (иногда переходящем в студенческий «капустник») актриса показала в лентах Автомобиль, скрипка и собака Клякса (1974, реж. Р.Быков) и По семейным обстоятельствам (1977, реж. А.Коренев).
Бесстильность 1980-х годов, их намеренная бесконфликтность или попытка имитировать драматизм, подменить искусство искусственностью отразились и на Польских. Ее роли в лентах За спичками (1980, реж. Л.Гайдай, Р.Орко), Брелок с секретом (1981, реж. В.Токарева), Человек с Бульвара Капуцинов (1987, реж. А.Сурикова), где режиссеры и сценаристы предлагали материал по духу эпохи, вряд ли можно считать событием. Иное дело драматургически богатая роль Эльзы Францевны в телесериалах Петербургские тайны (1995, реж. В.Зобин) и Развязка Петербургских тайн (1997), давших многим хорошим актерам возможность вновь заняться своим ремеслом.
Изменился внешний вид актрисы, меняется и ее амплуа. Теперь она играет привлекательную русскую женщину, немолодую, надежную и верную, старающуюся обустроить свой дом, жить по-людски, в картинах Е.Матвеева Любить по-русски (1995), Любить по-русски 2 (1996) и Губернатор (1999) – своего рода отражение национальных духовных ценностей. Безотносительно к качеству драматургического материала Польских работает всегда с полной самоотдачей. Игра актрисы отмечена только одной крупной наградой – она получила звание лауреата Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1978) за участие в киноэпопее Фронт без флангов (1974, реж. И.Гостев) и Фронт за линией фронта (1977).
Евгений Перемышлев
Склянский Г. Большие надежды. Г.Польских. М., 1966
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»