ТОДОРОВСКИЙ, ВАЛЕРИЙ ПЕТРОВИЧ
ТОДОРОВСКИЙ, ВАЛЕРИЙ ПЕТРОВИЧ (р. 1962), русский кинорежиссер, сценарист. Родился 8 мая 1962 в Одессе. Сын режиссера Петра Тодоровского. Школьником снялся в фильме Странная женщина (1977). В 1984 окончил сценарный факультет ВГИКа (мастерская К.Парамоновой, И.Кузнецова). Написал сценарии фильмов Человек свиты (1974), Бич Божий (1988), Гамбринус, Морской волк (оба 1990). Как режиссер дебютировал на «Мосфильме» картиной Катафалк (1990, по рассказу Ф.О'Коннора Береги чужую жизнь – спасешь свою). Малобюджетный, снятый за 15 дней фильм был интересен как по стилю и атмосфере, так и психологической глубиной и социальной точностью. Эту камерную ленту критики называли «историей страны в трех лицах». Катафалк получил приз критики на фестивале «Дебют» (Москва, 1990), приз «Золотой дукат» 39 МКФ дебютов в Мангейме (Германия, 1990). Вторая режиссерская работа Тодоровского Любовь (1991), снятая, как и последующие фильмы, на киностудии им.Горького, имела гораздо более шумный успех с привкусом скандала. Фильм, замышлявшийся автором как «хулиганский», с одинаковой остротой ставил проблему антисемитизма и сексуальных отношений, при этом обе проблемы разрешались именно в аспекте Любви. Картина «открыла» актера Е.Миронова, сыгравшего в ней главную роль и получившего за эту работу целый букет призов. В Любви, снятой (как и Катафалк) оператором И.Деминым, Тодоровский еще раз продемонстрировал вкус и повышенное внимание к изображению, стилю, пластике кино. Не только острота проблематики, но и языковый поиск молодого режиссера были отмечены на Каннском кинофестивале призом зрителей г.Канн, призом Европейской ассоциации художественного кино и призом католического жюри. Успех в Каннах имел для режиссера и финансовые последствия: следующий фильм он снимал на французские деньги. Подмосковные вечера (1994), современный парафраз знаменитого очерка Н.Лескова Леди Макбет Мценского уезда, также подтвердил интерес Тодоровского к сюжетам ярким и экстравагантным. В отличие от искренней и страстной Любви, Подмосковные вечера сделаны с большой мерой холодноватой отстраненности автора от страстей, раздирающих его героев. Картина, снятая оператором С.Козловым, получилась стильной, колористически выстроенной, акцентированной на изображении. Подмосковные вечера были названы критикой лучшим отечественным фильмом 1994 года. Стилевые поиски продолжены и в Стране глухих (по повести Р.Литвиновой Обладать и принадлежать). Здесь яркое, порой до вычурности, изображение, изысканные костюмы и интерьеры находятся в гармонии с экстравагантным сюжетом, в котором задействована экзотическая мафия глухих. Построенную на модной криминальной теме Страну глухих отличает неожиданный для фильмов этого рода мотив приятия жизни, примирения с ней. Картина открыла актрису Дину Корзун, дебютировавшую здесь ролью глухой стрептизерши Яи. Корзун получила за роль Яи «Нику» (1999), Страна глухих – приз «Золотой Овен» (1999).
Занимаясь режиссурой, Тодоровский продолжал писать сценарии, в числе которых Циники (1991), Над темной водой (1993, оба поставлены Д.Месхиевым). Занимается продюсерской деятельностью (телесериал Каменская, 2000).
Притуленко В. Вместо молитвы. – Искусство кино, 1991, № 2
Матизен В. Комплексы пубертатного периода. – Искусство кино, 1992, № 7
Плахова Е. Если б знали вы, как мне дороги... – Искусство кино, 1994, № 8
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»