ПОЛИЩУК, ЛЮБОВЬ ГРИГОРЬЕВНА
ПОЛИЩУК, ЛЮБОВЬ ГРИГОРЬЕВНА (1949–2006), русская актриса театра и кино. Народная артистка Российской Федерации (1995). Родилась 21 мая 1949 в Омске. Окончила Всероссийские творческие мастерские эстрадного искусства (1967), заочное отделение ГИТИСа (1985). Как артистка разговорного жанра работала в Омской филармонии, затем в Московском мюзик-холле. В 1979–1988 работала в Московском театре миниатюр (ныне театр «Эрмитаж»), где наиболее удачные роли сыграла в спектаклях Чехонте в Эрмитаже (по ранним чеховским рассказам) и Хармс! Чармс! Шардам! или Школа клоунов (по прозе Д.И.Хармса). В 1989–1996 актриса театра «Школа современной пьесы» под руководством И.Райхельгауза. Самые удачные работы этого периода – в спектаклях А чой-то ты во фраке? (водевиль Д.Сухарева на музыку С.Никитина по драматической сценке Чехова Предложение) и Пришел мужчина к женщине (по пьесе С.Злотникова).
Актриса яркого театрального дарования, способная играть столь необычный материал, как драматические фантазии по мотивам обереутской прозы, хорошо ощущавшая себя в зале, рассчитанном на малое число зрителей, с небольшой сценой, где публика сама становилась участницей действия, а исполнители должны обладать высоким чувством условности, в кино Полищук была лишена и привычных условий игры, и хорошего игрового материала. За редким исключением, она создавала вариации одного и того же образа – роковой обольстительницы, наделенной броской красотой, демонстративно доступной и потому притягательной. Такова Жаннет в телевизионном фильме Приключения принца Флоризеля (1979, реж. Е.Татарский). В картине, где все актеры, почувствовав пародийность, забавную искусственность предложенного сценаристом и режиссером мира, легки, ироничны, остры, манера игры Полищук мелодраматична, тяжеловесна, выглядит грубой, нарочитой, однако именно яркие краски без полутонов, голые форсированные эмоции без подтекста достигают цели, действуют наверняка: проститутка Зина Мелейко из картины Интердевочка (1989, реж. П.Тодоровсикй), жена византийского императора Алексея Комнина в картине Рыцарский роман (2000).
Полищук стала не просто заложницей своих внешних данных: она сознательно культивировала и свой образ, и свое амплуа в кино, и потому в конце 1980–1990-х годах часто играла в картинах, жанр которых можно определить как «представительское кино». Ставка в такого рода фильмах делалась на популярных, узнаваемых публикой актеров, переходящих всем коллективом из картины в картину, чьи названия однообразны и при этом репрезентативны: Бабник (1990, реж. А.Эйрамджан), Моя морячка (1990, реж. Эйрамджан), Медовый месяц (1991, реж. С.Иванов), Ширли-мырли (1995, реж. В.Меньшов), Импотент (1996).
Непревзойденной осталась роль Мальвы в картине Вавилон XX (1979), которую снял один из лучших представителей школы украинского поэтического кинематографа И.Миколайчук. Впрочем, в том редком случае, когда актрисе выпадает интересный материал, например в фильме Страницы театральной пародии (1996, реж. А.Глобин), она бывала неожиданной и эксцентрически убедительной. В 2000-х Любовь Полищук сыграла в фильмах Тихие омуты, Идеальная пара, появлялась в телесериалах Моя прекрасная няня и Русские амазонки-2.
Умерла 28 ноября 2006 в Москве.
Евгений Перемышлев
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»