ПОЛАНСКИ, РОМАН
ПОЛАНСКИ, РОМАН (Polansky, Roman), (р. 1933), кинорежиссер польского происхождения.
Родился 18 августа 1933 в Париже. В 1937 родители переехали в Польшу и после начала Второй мировой войны оказались в концентрационных лагерях (где его мать погибла). Мальчику, которого на протяжении нескольких лет укрывали разные семьи в польской глубинке, удалось спастись. В 1955 снялся в фильме Анджея Вайды Поколение, а затем поступил в киношколу (Лодзь).
Мировую известность приносит его полнометражный кинодебют Нож в воде (1962). Ограничив место действия фильма пространством яхты, на которой находятся трое людей, режиссер создает чрезвычайно напряженную драму о противостоянии характеров. Нож в воде получает приз ФИПРЕССИ на кинофестивале в Венеции и даже выдвигается на «Оскар» в номинации «лучший иностранный фильм», хотя фильм поставлен никому не известным режиссером.
Благодаря Ножу в воде получает приглашение поработать в Европе. В 1965 выходит Отвращение, мрачная история о привлекательной девушке (Катрин Денев), которая поселяется одна в квартире и, попадая под власть своих сексуальных комплексов, сходит с ума. Снова используя ограниченное пространство (тема квартиры, кстати, появится в его творчестве еще не раз), Полански нагнетает напряжение на уровне лучших фильмов Альфреда Хичкока и мастерски обыгрывает невинную, ангельскую внешность Денев, безупречно работающую как контрапункт к происходящим на экране кошмарам. Отвращение получает Серебряного Медведя и приз ФИПРЕССИ на кинофестивале в Берлине. В следующем году Полански получает в Берлине уже главный приз – «Золотого Медведя» – за трагикомедию Тупик.
Его чувство черного юмора проявляется в фильме Бал вампиров, или Извините, но у меня в шее ваши зубы (1967), великолепной пародии как на конкретные британские фильмы ужасов, популярные в 1960-е, так и на весь жанр в целом. Стилистически фильм получился очень сильным, Полански создал целый мир, не похожий на реальность, и самодостаточный в своей жутковатой красоте, похожий скорее не на готические ужасы Европы, а на фантазии Гоголя из Вечеров на хуторе близ Диканьки. Сам режиссер также хорошо сыграл слугу, одержимого поиском вампиров профессора.
После успеха Бала вампиров (в котором сыграла его будущая супруга Шарон Тейт) берется за экранизацию бестселлера Айры Левина Ребенок Розмари, о девушке, которую зловещая секта использует для зачатия ребенка от Сатаны. В результате получился не только один из лучших фильмов ужасов всех времен, но и своеобразный этап в истории кино. Психопатологические мотивы Отвращения и дьявольские – Бала вампиров – доведены в этой картине до совершенства. Безупречный актерский состав (любопытно, что роль мужа Розмари играет Джон Кассаветис – режиссер, в те годы лидер авторского, независимого кинематографа США) во главе с актрисой Миа Фэрроу, яркая незабываемая мелодия композитора Кристофера Комеды, работа оператора Уильяма Фрейкера и художника Ричарда Силберта – все это выше всяких похвал. Уникальность режиссуры Поланского в том, что он не расставляет точки, не переходит грань между реальностью и вымыслом. Действительно ли Розмари беременна от дьявола или происходящее – лишь порождение ее воспаленного сознания? Решать об этом зрителям.
После Ребенка Розмари Полански входит в число если и не ведущих постановщиков Голливуда, то во всяком случае, самых перспективных, становится чрезвычайно модной фигурой, прославившейся благодаря фильму о дьявольской секте. Вымысел оборачивается кошмаром, а судьба поворачивается к этому талантливому человеку своей немыслимой по степени ужаса стороной.
9 августа 1969 беременная жена Поланского Шарон Тейт убита в своем доме в Голливуде группой молодых людей, возглавляемых неким Чарли Мэнсоном, проповедовавшим странное мистическое учение, замешанное на дьявольщине и садизме. По случайности самого Поланского дома не было. После убийства Тейт он возвращается в Европу. В 1971 снимает Макбет, делая упор на брутальную, натуралистическую, болезненную сторону произведения Шекспира. Национальный совет кинокритиков США называет Макбет лучшим фильмом года.
Свой, вероятно, лучший фильм Полански снимает в 1974, вернувшись в Штаты. Китайский квартал – переосмысление жанра «черного фильма», детективов, популярных в Голливуде в 1940–1950-е гг. Действие происходит в Лос-Анджелесе 1930-х, насквозь пропитанном коррупцией. Главный герой в феноменальном исполнении Джека Николсона – прямой потомок сыщиков, сыгранных Хамфри Богартом в Мальтийском соколе (1941) и Большом сне (1946), прячущий под внешним цинизмом и безразличием ужас и растерянность перед окутывающей окружающий мир завесой зла. Собственно, личность, безуспешно пытающаяся вырваться из все более опутывающих ее сил зла и есть ключевая тема всего творчества Поланского. Тема, конечно, не оптимистичная, но, безусловно, честная. Особенно если учесть судьбу режиссера. Китайский квартал, ставший квинтэссенцией этой темы, получил премии «Золотой глобус» как лучший фильм-драма и за лучшую режиссуру, а также принес сценаристу Роберту Тауну «Оскар» за его великолепную работу.
В Китайском квартале режиссер достиг вершины своего мастерства, превзойти которую или поставить что-то на близком уровне он так и не сумел. В 1976 снимает триллер Жилец, о человеке, одержимом паранойей во все той же отдельно взятой квартире. А на следующий год Полански попадает в историю с растлением малолетних (инцидент с 13-летней девушкой) и успевает покинуть США до ареста.
В 1979 выходит Тесс, экранизация романа Томаса Харди Тесс из рода д'Эрбервиллей о жизни жителей английской деревни 19 в. Тесс открывает миру актрису Настасью Кински и приносит Поланскому его вторую номинацию на «Оскар» за режиссуру. Следующая работа, приключенческая «черная» комедия Пираты, поставленная с огромным для 1986 бюджетом в 30 млн. долл., терпит сокрушительный провал в кинопрокате. Относительным успехом пользуется хорошо сделанный триллер Неистовый (1988), в котором режиссер работает с голливудской суперзвездой Харрисоном Фордом. Эротическая мелодрама Горькая луна (1992) – полная неудача и низшая точка в карьере режиссера. В 1994 он берет частичный реванш с драмой Смерть и дева, поставленной по пьесе Ариэля Дорфмана. Фильм, действие которого, по доброй традиции Поланского, ограничено домом и тремя персонажами, отличает прежде всего впечатляющая игра актрисы Сигурни Уивер. Фильм Девятые врата (1999), начинавшийся как захватывающий мистический триллер, с развитием сюжета становился все скучнее и банальнее и закончился как полная неразбериха. После Девятых врат Поланского окончательно списали как классика, когда-то снимавшего хорошее кино.
В 2001 начинает работу над кинокартиной Пианист. В основу положены мемуары известного польского музыканта и композитора Владислава Шпильмана, чудом спасшегося от смерти в варшавском гетто во время Второй мировой Войны. Приблизившийся к семидесятилетию режиссер решает впервые обратиться к теме, знакомой ему (в отличие от подавляющего большинства других режиссеров, снимавших и снимающих о Второй Мировой войне) не понаслышке. На главную роль Полански приглашает не слишком известного молодого американского актера Эдриена Броди. От фильма никто ничего не ждет. И – неожиданный триумф. В мае 2003 Пианист получил «Золотую Пальмовую Ветвь» на кинофестивале в Канне. В феврале 2004 – французскую кинопремию «Сезар» за лучший фильм года и лучшую режиссуру. В том же месяце – призы Британской Академии Киноискусства опять-таки за лучший фильм и режиссуру. И, наконец, в марте этого же года получает «Оскар» за режиссуру Пианиста. Так как сам постановщик не может появиться на территории США, награду ему в сентябре передаст во французском городе Довилле Харрисон Форд. Кроме того, Пианист получает «Оскары» за лучший адаптированный сценарий и лучшую мужскую роль года. Итак, фильм собирает практически все основные кинонаграды мира, скорее всего, по причине, что впервые в истории кино, болезненная тема геноцида евреев показана без напускного героизма и пафоса. История Пианиста Поланского – история личности, пытающейся выжить любым путем, как животное, спасающееся от хищника, меняющее окрас и внешний вид, мимикрирующее, чтобы избежать гибели. И, что удивительно, это единственный фильм Поланского, заканчивающийся чем-то похожим на хэппи-энд. Видимо, нужна была реальная, происходившая история, чтобы убедить Поланского, что его вечный герой, окруженный вроде бы непреодолимым злом, способен преодолеть его. Неисправимый пессимист Роман Полански убедил своим Пианистом в этом весь мир.
ФИЛЬМОГРАФИЯ
Велосипед (Bicycle, 1955), Прерванная игра (Rozbijemy zabawe, 1957), Улыбка (Teeth Smile, 1957), Смех (Laugh, 1957), Убийца (A Murderer, 1957), (Two Men and a Wardrobe, 1958), Когда падают ангелы (When Angels Fall Down, 1959), Лампа (Lampa, 1959), Толстый и злобный (The Fat and the Lean, 1961), Млекопитающие (Mammals, 1962), Нож в воде (Knife in the Water, 1963), Самые прекрасные в мире лжецы (The World's Most Beautiful Swindlers, 1964), Отвращение (Repulsion, 1965), Тупик (Cul-de-Sas, 1966), Бал Вампиров или Извините, но у меня в шее ваши зубы (The Ball of the Vampires or Pardon Me, But Your Teeth Are in My Neck, 1967), Ребенок Розмари (Rosemary's Baby, 1968), Макбет (Macbeth, 1971), Что? (What?, 1972), Китайский квартал (Chinatown, 1974), Жилец (The Tenant, 1976), Тесс (Tess, 1980), Пираты (The Pirates, 1986), Неистовый (Frantic, 1988), Горькая луна (Bitter Moon, 1993), Смерть и дева (A Death and A Maiden, 1994), Девятые врата (Ninth Gate, 1999), Пианист (The Pianist, 2003).
Михаил Водопьянов
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»