ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЕ
ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЕ – это способность человека принять какой-нибудь новый вид, образ, превратиться в кого-нибудь или во что-нибудь. Перевоплощение следует отличать от подражания, имитации. Имитация – это только внешнее подражание – походке, жестам, интонациям голоса и т.п. Перевоплощение предполагает внутреннее подражание, внутреннее «перевоплощение», которое называют «вчувствованием», «вживанием», или эмпатией. Имитация, в особенности бессознательная, в принципе свойственна каждому человеку. Антропология, наука о происхождении человека свидетельствует, что первобытный человек в ритуальных и магических обрядах, плясках мог искусно подражать животным, на которых охотился. Ученые видят здесь истоки театра и сценического перевоплощения. Дети в ролевых играх не только подражают «сыщикам» и «разбойникам» и героям компьютерных игр, но в известной степени вживаются в их образы, что говорит о наличии элементов перевоплощения. В обычном общении люди бессознательно (а иногда и сознательно) «подстраиваются» под собеседника, как бы ставят себя на его место, невольно подражают его интонациям, жестам и т.п. Гипноз подтверждает, что большинство (если не все) людей способно к перевоплощению при определенных условиях. Как всякая способность, перевоплощение имеет врожденные задатки, которые различны у разных людей: у одних больше, у других – меньше.
Среди условий формирования способности к перевоплощению прежде всего следует назвать врожденную склонность к имитации, передразниванию других, «обезьянничанию». Важное значение имеет сильная память различных родов (зрительная, слуховая, двигательная). Эта память связана со способностью к самонаблюдению (начиная с периода раннего детства) и наблюдательностью, специальным созерцательным интересом к чужой душевной жизни и к упражнениям по познанию этой жизни. Отмечаются попытки проникнуть в «душу» животных, опыты экспериментирования над людьми (без их ведома): вызвать переживание с целью подметить душевные перемены, а также упражнения над самим собой – пользование зеркалом, переодевание, («травести») и др. Огромное значение для развития перевоплощение имеет деятельность фантазии. Сюда относятся наклонность выдумывать ситуации и различные типы, опыты литературного сочинительства и изобразительного творчества, посещение художественных галерей, увлечение марионетками и театром.
Евгений Басин
Лапшин И.И. Художественное творчество. Петроград, 1922
Станиславский К.С. Собр. соч. М., 1954, тт. 2–3
Рождественская Н.В. Проблема сценического перевоплощения. Л., 1978
Басин Е.Я. Эмпатия и художественное творчество. М., 2001
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»