ПАРАД ТЕАТРАЛЬНЫЙ
ПАРАД ТЕАТРАЛЬНЫЙ (франц. parade, от лат. paro – готовлю), в зрелищных искусствах термин имеет несколько значений.
1. Во французском ярмарочном театре 16–18 вв. – комедийные сценки, разыгрывавшиеся перед балаганом, или на наружном помосте, находящемся над входом в балаган – т.н. раусе (нем. Raus, от heraus – наружу). Парад исполнял роль рекламы, привлекающей зрителей на балаганное представление. Поначалу парад представлял собой шутовское объявление (часто – рифмованное), сопровождавшееся показом фокусов, акробатических элементов, грубоватыми шутками. Постепенно преобразовался в короткую буффонную комедию, разновидность фарса. Постоянными участниками парада были театральные персонажи-маски, развивающие традиции итальянской комедии дель арте: Скарамуш (Скарамучча), Арлекин, Жиль (Пьеро), Кассандр (Панталоне), Коломбина (Серветта). Характер парада – преимущественно импровизационный; однако в 1756 под названием Бульварный театр в Париже был издан сборник наиболее популярных парадов.
2. В уличных представлениях, массовых праздниках и карнавалах – шествие актеров или ряженых к основной сценической площадке. Так же выполняет задачу дополнительного привлечения публики.
3. В цирковых представлениях – торжественное шествие всех участников перед его началом, т.н. парад-алле.
Татьяна Шабалина
Средневековые французские фарсы. Сб., М., 1981
Дживилегов А., Бояджиев Г. История западно-европейского театра. М., 1991
Любовь к трем апельсинам, журнал. Петроград, 1914–1916
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»