НЕМЕЦКИЙ ТЕАТР
«НЕМЕЦКИЙ ТЕАТР» (Deutsches Theater), крупнейший драматический театр Германии, находится в Берлине.
Основан в 1883, когда драматург А.Л'Арронж выкупил здание городского театра «Фридрих-Вильгельм-штедтишестеатер» для организации в нем товарищества актеров-пайщиков. Он стал интендантом (директор с некоторыми функциями художественного руководителя); ядро труппы составили актеры Э.Поссарт, Л.Барнай, А.Фёрстер, З.Фридман, Ф.Гаазе и др. Эстетической целью театра было создание центра национальной культуры с единым художественным ансамблем и эстетической платформой, основанной на классической драматургии. Это был первый в истории Германии театр с последовательной творческой программой.
Театр открылся 29 сентября 1883 спектаклем Коварство и любовь по пьесе Ф.Шиллера. За время работы Л'Арронжа (1883–1894) в театре были поставлены пьесы Шиллера (Дон Карлос, Разбойники, Вильгельм Телль), Гете (Ифигения в Тавриде, Гёц фон Берлихинген, Торквато Тассо, Эгмонт и др.), Лессинга (Эмилия Галотти); Клейста (Принц Фридрих Гомбургский), Шекспира (Ромео и Джульетта, Король Лир). Однако ориентация на классику и культивирование романтически-приподнятого стиля сужали возможности театра, отрывая его от современной жизни. Назревал кризис; часть актеров покинула труппу. Руководителем стал режиссер и литературный критик О.Брам.
При нем на сцене появились пьесы современных драматургов реалистического и натуралистического направления: Гауптмана (Ткачи, Возчик Геншель, Потонувший колокол, Роза Бернд и др.), Ибсена (Нора, привидения, Дикая утка, Столпы общества и др.). Ведущими актерами этого периода были Э.Рейхер, Р.Ритнер, О.Зауэр, Ф.Кайслер, Р.Валлентин.
В 1895 Брам пригласил молодого актера Макса Рейнхардта, который прочно вошел в репертуар театра, играя характерные роли стариков в традициях психологического реализма (Экгстрандт в Привидениях Ибсена, Аким во Власти тьмы Толстого и др.). К началу 1900-х становятся заметными эстетические разногласия между ними. Рейнхардт обращается к режиссуре, ставя разнообразные спектакли в других театрах – от классики до модернистской драматургии.
В театре к этому времени вновь назревает творческий кризис. Если в начале руководства О.Брама натуралистическая эстетика способствовала преодолению пафоса и ходульной романтики, то теперь достоинства обернулись недостатками: подчеркнутая будничность сценической реальности, сознательное приглушение героики привели с сужению репертуарных рамок и творческих возможностей труппы. Страдающей стороной стала классическая драматургия: так, новая постановка пьесы Коварство и любовь обернулась провалом. Страстный романтизм Шиллера не выдержал превращения трагедии в бытовую драму.
В 1905 театр возглавил Рейнхардт. Период его художественного руководства (1905–1920 и 1924–1933) стал одним из самых значимых этапов жизни театра. В режиссуре он главное внимание уделял работе с актером. Реалистической разработке характеров и конфликтов у него сопутствовали смелые эксперименты в области театральной формы. Яркие мизансценические решения – в том числе вынос действия на авансцену, дающий «укрупнение» актерского плана, рождали живой контакт со зрительным залом. В качестве соавторов он привлекал к работе композиторов, балетмейстеров, художников, драматургов, добиваясь единства замысла и воздействия на зал каждым из компонентов сценического действа (кстати, Б.Брехт, кардинально отличавшийся от Рейнхардта по своим эстетическим принципам, был приглашен в «Немецкий театр» и проработал там около двух лет). В сценографическом решении Рейнхардт мог использовать любые средства выражения – от натуралистических живописных до надувных декораций. Добиваясь мистериального эффекта античности и средневековья, много внимания уделял разработке массовых сцен. В истории театрального искусства 20 в. он остался одним из немногих режиссеров, у которого не было не только провалов, но и проходных спектаклей. Ему удавалось создавать различные сценические версии пьес, к постановкам которых он возвращался несколько раз (Фауст, Гамлет, Сон в летнюю ночь). Масштаб творчества режиссера обусловил пик творческого напряжения в «Немецком театре».
В 1905–1914 репертуар состоял главным образом из спектаклей мировой классики.
В 1905 при театре открылась актерская школа. В театре работали такие выдающиеся актеры, как А.Моисси, Г.Эйзольд, М.Купфер, П.Вегенер, Э.Дёйч, Ф.Кортнер, В.Арнольд, А.Штрауб, Г.Георге, О.Гомолка, Э.Клёпфнер, В.Краус, Э.Бергнер и др.
Очередной кризис театра, как и всей страны, был обусловлен поражением Германии в Первой мировой войне, и в начале 1930-х усугублен приходом к власти фашизма. Из страны эмигрировали многие актеры, в том числе в 1933 Рейнхардт.
Новый этап жизни театра начался в 1946, он отошел к ГДР, на переходной период его возглавил драматург и режиссер Г.Вангенхейм. Премьерой нового периода стал спектакль по пьесе Лессинга Натан Мудрый (постановка Ф.Вастена), ранее запрещенной фашистской цензурой. В главной роли выступил П.Вегенер, позже принимавший активное участие в формировании репертуарной политики театра.
С 1946 по 1963 интендантом был режиссер и актер В.Ландхоф. За это время в жизни театра видны два периода. Первый из них скорее можно определить как политический, обусловленный реакцией творческой интеллигенции на культурную политику фашизма. Любая пьеса в сценической интерпретации полемизировала с дегуманистической идеологией. Творческий принцип, провозглашенный Ландхофом, требовал современного звучания классики. Классические спектакли звучали политическим манифестом. В этот период впервые был поставлен Брехт – Страх и отчаяние в Третьей Империи (1948). Ставилась русская и советская драматургия: Чехов (Дядя Ваня), Гоголь (Ревизор), Островский (Волки и овцы, Гроза), Рахманов (Беспокойная старость), Вишневский (Оптимистическая трагедия).
Переходным спектаклем к новому периоду можно считать Эгмонт Гете (1951): поставленный как политическая народная драма и сфокусированный на событиях, а не на личности, он не смог полностью уйти от проблем нравственного формирования человека. И с начала 1950-х в спектаклях театра зазвучала тема нравственности, в них ворвался мир человеческих чувств. Стремление преодолеть тенденцию политической актуализации прослеживалось в новых интерпретациях пьес, поставленных в конце 1940-х. Так, если в Фаусте 1949-го главным конфликтом спектакля была борьба идеалов Ренессанса со средневековьем, то в 1954 художественным средоточием стал внутренний, личностный конфликт Фауста с его alter ego – Мефистофелем. Кардинально изменился в новой постановке и главный герой Войцеха: в спектакле 1958-го акцент переместился на его борьбу с обстоятельствами. Не случайно на этот период приходится постановка пьес Шиллера Коварство и любовь, Вильгельм Телль и Дон Карлос, составивших трилогию классических драм о свободе. Те же идеи и мысли прослеживались в постановках Шекспира (Король Лир), Горького (Егор Булычов и другие), Арбузова (Иркутская история), Шолохова (Поднятая целина), Буряковского (Юлиус Фучик) и др. авторов. Драматургия ГДР была представлена пьесами исторической тематики: Томас Мюнцер Ф.Вольфа, Битва при Лобозице и Мельник из Сансуси П.Хакса, Невеста голландца Э.Штриттматтера и др.
Ландхоф осваивал и новые, условные средства выразительности, в сценическом языке спектаклей появились плакат, фотомонтаж, возникала ярмарочная, балаганная стихия. Труппа пополнилась новыми актерами и режиссерами: В.Хейнц, Э.Калер, Г.Гроссе, И.Келлер, Х.Дринда и др. Был открыт филиал – малая сцена «Каммершпиле».
После Ландхофа театром руководили Г.Вольфрам (1972–1982), Д.Манн (с 1984–1990), Т.Лангхофф (с 1990). В 1990 театр вошел в число пяти государственных театров Берлина.
Татьяна Шабалина
Марков П. В театрах разных стран. М., 1967;
Свободин А. Берлинская мозаика. Журнал «Театр», 1973, № 5;
Клюев В. Театр Германской Демократической республики. В кн. История зарубежного театра, Ч. 3. М., 1977;
На верном пути. Сборник статей о театре ГДР. М., 1979;
Из-за этого театра впадаешь в депрессию. Интервью с Матиасом Лангхоффом. Журнал Kulturchronik, 2000, № 2.
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»