МОСКОВСКИЙ ТЕАТР «У НИКИТСКИХ ВОРОТ»
МОСКОВСКИЙ ТЕАТР «У НИКИТСКИХ ВОРОТ», театр-студия, основан в 1983.
Истоки театра восходят к 1958, когда молодой режиссер Марк Розовский возглавил студенческий театр МГУ «Наш дом». Коллектив существовал до 1969, позже был закрыт. Но дух студийности и тяга к смелым творческим решениям, свойственные организаторам этого театра, сохранились. Новый отсчет своей жизни театр во главе с Розовским начал в помещении московского Дома культуры медработника как народный театр чтеца. В 1983 Розовский организовал Народный театр-студию «У Никитских ворот» в помещении флигеля жилого особняка, где располагалась коммунальная квартира. Актеры в театр приходили по объявлению, из разных профессий, репетируя после работы. Первый спектакль театра, театральная фантазия Доктор Чехов, единая повесть о горестях и страданиях человеческих, складывающаяся из разных чеховских рассказов. Одаренность, искренность самодеятельных артистов в сочетании с талантливой, яркой режиссурой сливались в особое качество, создавая неповторимый театральный эффект.
Следующими этапными постановками театра стали спектакли 1983–1986-х: Бедная Лиза (мюзикл по одноименной повести Н.М.Карамзина) и Красный уголок (тоже по Карамзину). К Бедной Лизе Розовский вернулся через десять лет после своей первой постановки на Малой сцене Ленинградского БДТ. От исполнения актеров режиссер добивался искренности, доведенной до предельной документальности. Современная постановка Красный уголок строилась как дуэт, казалось бы, непримиримых позиций – молодой лимитчицы, спивающейся от жизненной безысходности, и коменданта общежития, одинокой старой девы, пытающейся перевоспитать заблудшую. Участников спектакля интересовал подробный натурализм будней, просвеченный тонким комизмом и сердечностью. Этим постановка отличалась от многих произведений драматургии новой волны, в 1980-е наводнившей сцену, часто отвергавших человеческое в человеке. Позиция гуманизма по отношению к личности свойственна внутренней позиции театра Розовского. И неудивительно, что вернувшись к спектаклю Красный уголок в 1999, режиссер и исполнители еще больше углубили психологическую основу пьесы. Это была драма двух похожих друг на друга своей неустроенностью женских одиноких судеб, прячущихся за маски.
К сороколетию Победы в Великой отечественной войне (1984) театр ставит спектакль на документальном материале. Это была инсценировка Розовского Всегда ты будешь, созданная на основе дневников погибшей разведчицы Нины Костериной, опубликованных в журнале «Новый мир». Спектакль был наполнен трагическим пафосом и обращался к будущему. Камерное пространство сцены и зала на этот раз было преодолено. Режиссер выходил за пределы одной героической судьбы, спектакль, в котором звучали стихи и песни эпохи, завершался торжественным реквиемом, трагическим и жизнеутверждающим. Несмотря на небольшое сценическое пространство, режиссуру Розовского отличает стремление к масштабности, обращение к исторической памяти зрителя. В каждой постановке это проявляется по разному, например, через зонги и хоровые массовки в Истории лошади, где трагичность жизни и смерти страдающего Холстомера перебивается радостной молодостью резвящегося молодняка. (впервые этот спектакль в сценической версии трагического мюзикла Розовского был поставлен Г.Товстоноговым в ленинградском БДТ в 1974).
С 1987 театр получает статус профессионального (на самофинансировании без государственной дотации, с 1 октября 1991 – государственный театр с двумя площадками: зал «Лебедь» на 300 мест и «Квартира номер 8» на 60 мест. В настоящий момент зал «Лебедь» театру не принадлежит, ведется реконструкция бывшего кинотеатра «Повторного фильма» под большой зал). В этом же году Розовский поставил спектакли по мотивам русской классики: Два существа в беспредельности (под этим названием он объединил отрывки из произведений М.Ф.Достоевского – Бесов и Преступления и наказания), в которых В.Юматов должен был исполнять роли Свидригайлова и Ставрогина. Театр развенчивал идею вседозволенности, как предвестие фашизма, предостерегал от пути, к нему ведущему. А в 1988 на сцене театра появляется Гамбринус по А.Куприну – мюзикл, утверждающий музыку в жизни людей как самое благородное и очищающее начало. Музыка часто является драматургической основой, связующим звеном, душой и сердцем инсценировок и спектаклей Розовского. Среди них: Концерт Высоцкого в НИИ (пьеса М.Розовского), в которой мир рутины преображается под обжигающим воздействием концерта В.Высоцкого. Обращаясь как к современности, так и к классике, Розовский часто сам выступает автором театральных инсценировок, в которых уже заложено режиссерское решение: Роман о девочках по произведениям Высоцкого, Роман с Обломовым по И.Гончарову, Майн Кампф, фарс по книге А.Гитлера, Кафка: отец и сын, Триумфальная площадь (о В.Э.Мейерхольде).
В 1990-е в театре продолжается и линия классики: Дядя Ваня, Ромео и Джульетта У.Шекспира, Пир во время чумы А.С.Пушкина, Вишневый сад. В репертуаре театра также Жажда и голод Э.Ионеско, Не боюсь Вирджинии Вульф Э.Олби, мюзикл Кабаре или Боб Фосс живет в Москве.
В 1991 при театре открыта летняя театральная школа для иностранных студентов театральных факультетов, почти ежегодно театр выезжает на гастроли в США, Израиль и другие страны.
Особое место занимают такие оригинальные композиции Розовского как Песни нашего двора и Песни нашей коммуналки. Поставленные в конце 1980-х, когда почти повсеместно и под разными предлогами на экране и сцене делалась попытка зачеркнуть все историческое отечественное прошлое, режиссер возвращается к той памяти общества, что была запечатлена в популярных песнях лирического и шуточного характера, городском романсе, даже уголовном шансоне. Он ломает границу между сценой и залом (особенно в Песнях нашего двора, исполняемых, как правило, во дворе театра, сохранившем очертания вполне ретроспективные). И тогда происходило прямое обращение к памяти зрителя, вовлеченного в этот ретрокарнавал. На этих спектаклях зрителей радушно несколько раз угощали, наливая и провозглашая тосты. В этих спектаклях Розовский был и ведущим, и одним из героев действа. Спектакли благодаря своей особой эмоциональной заразительности стали хитами театра, долгожителями его обширного репертуара.
Спектакли 2003–2004: Сарданапал (по Байрону), «Праведники» (А.Камю), Два Чехова, Скупой (по Мольеру), Собаки (по В.Копыловой), Крокодильня (по Достоевскому).
В труппе театра работают артисты с развитыми пластическими и вокальными данными: А.Вилков, Ю.Голубцов, В.Долинский, В.Заславская, П.Козюлин, О.Лебедева, В.Ломаченкова, А.Лукаш, А.Масалов, А.Милосердов, А.Молотков, И.Морозова, В.Пискунов, М.Рассказова, П.Татарицкий, Г.Борисова, В.Улик, В.Юматов и др. В разные годы на сцене театра «У Никитских ворот» играли С.Десницкий, О.Вавилов, А.Филиппенко, Е.Герчаков, И.Старыгин, Б.Левинсон. В театре осуществляли свои постановки режиссеры из Великобритании (Роберт Лич, Майкл Батс), США (Джошуа Картер, Леонардо Шапиро), Дании (Влодзимеж Херман), Швеции (Мария Фрид).
Екатерина Юдина
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»