МОСКОВСКИЙ ТЕАТР МАСТЕРСКАЯ П.Н.ФОМЕНКО
МОСКОВСКИЙ ТЕАТР «МАСТЕРСКАЯ П.Н.ФОМЕНКО» был создан в 1993 на основе актерско-режиссерского курса Российской Академии театрального искусства (РАТИ), набранного режиссером, педагогом, заслуженным деятелем искусств и народным артистом РФ Петром Наумовичем Фоменко в 1988. Для режиссерской манеры Фоменко были характерны сочетание бережного чуткого прочтения произведения с парадоксальностью, построение спектакля по принципу ироничного сопоставления контрастных эпизодов, яркая театральность и музыкальность, воспитание слаженного актерского ансамбля. В «Мастерской» поставил спектакли Таня-Таня О.Мухиной, 1996, современную, грустную историю любви, наполненную ностальгическими иллюзиями 1950-х (специальные призы за лучшие женские роли Галине Тюниной, Ксении и Полине Кутеповым на театральном фестивале «Контакт-96»), Чичиков. Мертвые души. Том второй. Н.Гоголь, 1998 – драматическую композицию на тему позднего предсмертного Гоголя, главным мотивом которой становится таинственная связь творца и творения, Одна абсолютно счастливая деревня, передающая мир поэтичной прозы ленинградского писателя Б.Б.Вахтина, 2000 (премия им.Станиславского, первая в жизни Мастерской «Золотая маска»), Семейное счастие, Война и мир. Начало романа. Сцены по Л.Н.Толстому («Золотые маски» – 2002 за лучший спектакль малой формы и за режиссуру), Безумная из Шайо Ж.Жироду, 2001, Египетские ночи А.Пушкина – В.Брюсова, 2003. Основой труппы театра «Мастерской» стало второе поколение «фоменок» – это десять актеров и четыре режиссера: помимо П.Н.Фоменко это Евгений Каменькович, Сергей Женовач и Иван Поповски (Македония).
Театр начинался еще в годы учебы будущих актеров в ГИТИСе, когда режиссер Е.Б.Каменькович удачно поставил Двенадцатую ночь У.Шекспира (1990) – веселую рождественскую сказку. Тогда и возникла идея о своем театре, которая укрепилась после успеха спектакля Владимир III степени (1991, инсценировка и постановка С.В.Женовача, одно из лучших воплощений гоголевского духа). Иван Поповски стал известен, поставив на третьем курсе в узком коридоре ГИТИСа спектакль Приключение по пьесе М.Цветаевой, отмеченный театральной критикой премией «Гвоздь сезона – 1992». Впоследствии, где бы спектакль не ставился, воссоздавалось пространство пьесы – тот узкий гитисовский коридор.
«Мастерская Петра Фоменко» была задумана как экспериментальный театр, с маленькой труппой которого разные режиссеры могут осуществлять свои замыслы, максимально «раскрывать» актеров, осваивать сложные сценические пространства, работать в разнообразной стилистике. Разные творческие индивидуальности (спокойная внешняя простота Женовача и оригинальность формы, изощренность фантазии Каменьковича, метафоричность, использование различных новаций, видеоарта, у Поповски составляют мощное режиссерское ядро театра, стиль работы которого отличает соединение традиций психологического реализма с яркой сценической формой. Если коротко охарактеризовать Мастерскую Фоменко, то это экспериментальный театр-лаборатория, где, тем не менее, успешно и неординарно ставят большую сложную драматургию и инсценировки интеллектуальной прозы (предпочтение отдается отечественной классике). Каждый спектакль театра становится событием в московской театральной жизни.
С.Женовач поставил Шум и ярость по роману У.Фолкнера, 1993 – самый трагический спектакль Мастерской (получивший за режиссуру вторую премию на фестивале им. В.Высоцкого в 1993, как и актеры К.Кутепова и Ю.Степанов за лучшие роли) и Месяц в деревне И.Тургенева, 1996, Е.Каменькович – Как важно быть серьезным О.Уайльда, 1994, Ю О.Мухиной, 1996, Варваров М.Горького, 1999. И.Поповски – Балаганчик по пьесам А.Блока – 1994, Отравленную тунику по трагедии Н.Гумилева из истории Византийской империи, 2002.
Самым дорогостоящим и технически сложным спектаклем театра стала сценическая композиция Александр Блок. Лирический театр. «Балаганчик» и Незнакомка в постановке Ивана Поповски, которая финансировалась театром «Одеон» и участвовала в «Русском сезоне» в Париже в мае 1994. Репетиции и выпуск проходили в Париже, на сцене Национального театра «Одеон – Театр Европы». В России Балаганчик показали всего четыре раза, т.к. он был рассчитан на огромную и технически оснащенную сцену, что сделало его спектакли в России почти невозможными. Тем не менее, «Мастерская П.Фоменко» не оставляет надежд на его возобновление.
1997–1998 в театре работала Студия стажеров-выпускников актерско-режиссерского курса Фоменко, создавшая спектакли с участием третьего поколения «фоменок»: Зимняя сказка У.Шекспира, режиссер С.Женовач, Школа для дураков С.Соколова, режиссер Е.Каменькович, Холодно-горячо, или Идея господина Дома Ф.Кроммелинка, режиссер Е.Невежина (все 1995), Гарпагониада – спектакль-эксперимент по обэриутской прозе К.К.Вагинова, где сложному и парадоксальному языку литературы режиссером В.Скальниковым было найдено адекватное сценическое воплощение (1996). Сам Фоменко поставил по чеховской Свадьбе апокалиптическую фантазию В сегодняшний, так сказать, как бы, день... Представление в 13 истериках без антракта на музыку Д.Шостаковича (1996). Спектакль был показан в рамках программы Третьего чеховского театрального фестиваля.
К «основоположникам» присоединились выпускники двух следующих выпусков курса Фоменко, закончившие ГИТИС в 1998 и 2001, актеры: К.К.Бадалов, М.Р.Джабраилова, А.И.Казаков, К.П. и П.П.Кутеповы, К.А.Пирогов, Т.Т.Рахимов, Ю.К.Степанов, Г.Б.Тюнина, Р.М.Юскаев, Л.М. Аринина. С.М.Тарамаев, О.П. и И.П.Любимовы, П.В.Агуреева, О.М.Левитина, А.А.Щенников, Т.Моцкус, а также режиссеры Олег Любимов, Андрей Приходько, Сергей Якубенко.
В 1997 театр участвовал в традиционном Авиньонском театральном фестивале, где показал четыре спектакля. В том же году театру было передано помещение, ранее принадлежавшее кинотеатру «Киев» на Кутузовском проспекте, а 13 января 2000, на Старый Новый год, состоялось его торжественное открытие. Первой постановкой театра на собственной площадке стал спектакль Варвары М.Горького, режиссер Е.Каменькович. В 2005 началось строительство нового здания театра на набережной Т.Шевченко, которое было окончено через два года.
Театр известен в Европе, много гастролирует, участвует в ежегодном Осеннем Парижском театральном фестивале. Осенью 2002 парижане смогли посмотреть спектакль Фоменко Война и мир. Начало романа. Сцены по Л.Толстому. В 2003 на сцене театра Les Gemaux (Sceaux) представлена еще одна постановка Фоменко – композиция по произведениям А.Пушкина и В.Брюсова Египетские ночи.
Среди премьер 2001–2003 сезона – Танцы на празднике урожая классика ирландской драматургии Б.Фрила, 2001, Мотыльки по комической утопии П.Гладилина, 2000, режиссер Е.Каменькович и Белые ночи по Ф.М.Достоевскому, режиссер Н.Дручек, 2003. В 2003 руководитель Мастерской ставит в «Комеди Франсез» Лес А.Н. Островского.
Мастерская Фоменко – один из лучших театров Москвы. Это театр режиссерский, где тем не менее к авторскому тексту относятся бесконечно бережно. На его спектаклях зрителя не ждут провокации. Благородство, изящество, душевная теплота, этюдная камерная атмосфера остается основным стилевым принципом Мастерской. Спектакли Мастерской находят отзвук в сердце каждого зрителя.
За создание театра в 1998 П.Фоменко получил Государственную премию Российской Федерации.
Елена Ярошевич
Левитин М. О Петре Фоменко. – Театральная жизнь, 1990, № 19
Островский А. Фоменки: сентиментальный очерк в двух попытках. – Театр, 1991, № 12
Соколинский Е. Амадей Наумович. – Театральная жизнь, 1991, № 16
Максимова В. Странник Петр Фоменко и его актеры. – Московский наблюдатель, 1993, № 7
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»