ЖЕНОВАЧ, СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ
ЖЕНОВАЧ, СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ (р. 1957), российский театральный режиссер и педагог. Лауреат Национальной театральной премии «Золотая Маска» за лучшую режиссуру (1996, триптих Идиот Театра на Малой Бронной), Премии им. Станиславского (1997). Лауреат московской премии Союза театральных деятелей России «Гвоздь сезона» (2003, Правда хорошо, а счастье лучше, Малый театр).
Родился 15 мая 1957 в г.Потсдаме (Германия) в семье офицера-военнослужащего. К окончанию школы семья оказалась в Краснодаре, где он учился в Институте культуры и закончил его в 1979. Однако настоящая история режиссера и педагога Женовача начинается в 1983, когда он поступил на режиссерский факультет ГИТИСа (ныне – РАТИ) на курс П.Н.Фоменко.
Представляется, что выбор курса оказался для Женовача (и театра) редчайшей удачей, встречей ученика с Мастером, исповедующим те же эстетические принципы и имеющим вкус к тем же принципам творческой работы. Конгениальность индивидуальностей мастера Фоменко и ученика Женовача подтвердилась уже тем обстоятельством, что сразу после окончания института, уже в 1988, Женовач начал преподавать на следующем режиссерском курсе П.Фоменко. Они оба, несомненно, обладают большой творческой харизмой и относятся к тому – к сожалению, не слишком часто встречающемуся – типу режиссеров, которые любят актера и по настоящему пестуют его индивидуальность, будоража и развивая творческую фантазию.
Параллельно с преподавательской работой, в 1988 стал режиссером Театра-студии «Человек», где ставил спектакли до 1991. К тому времени «Человек» получил официальное признание и здание в центре Москвы, и стал чуть ли не самым модным театром столицы. В этом, несомненно, была заслуга и спектаклей Женовача – Панночка (1988, пьеса Н.Садур по Н.Гоголю), Иллюзия (1989, пьеса П.Корнеля). Уже здесь у него проявилось качество, так необходимое режиссеру: собрать и сплотить команду, зажечь коллектив общей идеей. Он собрал команду из десятка молодых талантливых актеров. Как показатель: Ирина Розанова, очень востребованная актриса, считает главной удачей своей творческой жизни встречу с режиссером Женовачем. Вслед за ним она ушла из благополучного и стабильного театра им. Маяковского в «Человек», где и сыграла Панночку, имевшую огромный зрительский успех.
Когда в 1991 он вынужден был покинуть Театр-студию «Человек», вслед за ним ушли и его актеры. Женовач оказался в Театре на Малой Бронной – одном из самых сложных театров Москвы – сначала в качестве постановщика, а в 1996 стал главным режиссером. Он не только привел в театр новых актеров, но и внес традиции работы с классикой. На Малой Бронной поставил Короля Лира У.Шекспира, Пучину А.Островского (контрапунктом спектакля шли эпизоды французской мелодрамы Дюканжа Тридцать лет, или Жизнь игрока), Лешего А.Чехова, Маленькие комедии И.Тургенева, Ночь перед Рождеством Н.Гоголя, трилогию по роману Ф.Достоевского Идиот – Бесстыжая, Рыцарь бедный и Русский свет. К классике можно отнести и остальные два спектакля, поставленные им здесь – Мельник-колдун, обманщик и сват А.Аблесимова и Пять вечеров А.Володина. Почти все эти спектакли стали весьма заметными событиями в театральной жизни Москвы, получили признание зрителей и профессионалов (за лучшую актерскую работу актриса М.Глазкова была удостоена одной из самых престижных премий – им. И.Смоктуновского за роль Кати в спектакле Пять вечеров).
Здесь окончательно определились принципы работы Женовача, делающие сотрудничество с ним столь привлекательным для актеров – не режиссерский диктат, а совместное творчество, общее «сочинение» спектакля, дающее простор актерской фантазии. А сам режиссер – лидер, который направляет и сводит все в единое целое, благодаря чему спектакль получается крупнее и значительнее, нежели простая сумма разных индивидуальностей.
Однако именно достоинства спектаклей Женовача на Малой Бронной парадоксально стали причиной его ухода из театра. Дирекция посчитала их излишне «элитарными», не способными привлечь массового зрителя. Конечно, дополнительную роль сыграла и другая важнейшая его особенность – лидерство в собственной команде: в его спектаклях были заняты преимущественно его, «пришлые» актеры. В 1998 он покинул Театр на Малой Бронной. Вместе с ним – уже традиционно – ушла и его команда. Очень показательно, – и крайне редко на театре, – что Женовач не расценил свой уход, как повод для скандала или обвинения в адрес театра. В своих интервью все разговоры на эту тему он последовательно переводит в аспект эстетических противоречий, вполне закономерных и естественных в любом творческом организме.
Потом были планы организации своего театра. Не получилось. Женовач продолжал преподавать на курсах Фоменко (с 2001 С.Женовач стал профессором РАТИ), и ставить спектакли – как студенческие, так и в уникальном театре «Мастерская П.Фоменко», который, наверное, можно расценивать как идеальный театр для С.Женовача, – по общности эстетической позиции и принципов работы. Недаром зрителям и критике хорошо известны его спектакли Владимир III степени, Шум и ярость, Зимняя сказка, Горячее сердце (поставленные в разное время на разных курсах мастера) и Месяц в деревне (спектакль «Мастерской П.Фоменко). В 2003, к празднованию 10-летия Мастерской, старые спектакли были восстановлены.
Но одного, пусть даже идеального театра, Женовачу мало. В начале нового тысячелетия он поставил несколько спектаклей, которым, похоже, суждено стать легендарными. Это – Правда хорошо, а счастье лучше в Малом театре и Белая гвардия во МХАТе им.Чехова. Спектакли, дерзкие уже по самому замыслу, потому что обречены на самое жесткое и пристрастное сравнение с театральными легендами прошлых лет. Для того, чтобы ставить Островского в Малом и Булгакова в Художественном, мало обладать просто талантом, профессионализмом и эрудицией, необходимо еще очень тонко чувствовать атмосферу театра – каждого из них, ставших для этих драматургов родным домом. Не говоря уже о том, что легенду прошлых лет повторить нельзя – невозможно и не нужно, а стать вровень – необычайно трудно. Критики утверждают, что Женовачу это удалось. 20 октября 2007 Сергей Женовач получил «Золотую маску» как лучший режиссер в драме сразу за два спектакля, Мнимый больной (Малый театр) и Захудалый род (московская Студия театрального искусства). Эти постановки названы лучшими драматическими спектаклями в большой и малой формах соответственно.
Другие спектакли: Три сестры А.Чехова, Дикая утка Г.Ибсена, Ромео и Джульетта У.Шекспира (театр «Ворт», г.Мольге, Норвегия).
В качестве актера снимался в фильме Поездки на старом автомобиле (1985).
Татьяна Шабалина
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»