МОНОЛОГ ДРАМАТИЧЕСКИЙ
МОНОЛОГ ДРАМАТИЧЕСКИЙ (гр. monologos, от mono – один, logos – речь), форма организации драматургического или сценического произведения. В отличие от диалога – пространная речь одного действующего лица, обращенная к партнеру, группе персонажей, к зрителям или к самому себе.
Прозаические произведения по преимуществу монологичны, они представляют собой т.н. авторскую речь. Здесь монолог может быть информационно-повествовательным, заключать в себе пространный рассказ о событиях, обстоятельствах, перипетиях сюжета, мыслях и мировоззрении персонажей и автора и т.д. Однако сценический монолог строится в соответствии со спецификой эстетической природы драмы; т.е. – должен быть обязательно действенным. Драматический монолог представляет в свернутом виде конфликтный диалог персонажа с самим собой, своим alter ego. Это предоставляет актеру большие возможности по раскрытию внутренних противоречий характера персонажа, формированию и становлению его принципов, изменению мировоззрения. Монолог, наравне с диалогом, в драматическом произведении показывает жизнь персонажа в развитии, в движении сюжетных и фабульных ходов.
Большая смысловая и информационная насыщенность, концентрация зрительского внимания на одном персонаже дают возможность актеру, ведущему монолог, углубиться во внутренний мир своего героя, вызвать горячий отклик публики. Однако монолог при этом требует виртуозного владения профессиональной техникой. Любой уход в повествовательность чреват спадом зрительского внимания, потерей интереса к происходящему на сцене. А потерянное однажды внимание вернуть снова чрезвычайно трудно; потерянный контакт со зрительным залом приходится завоевывать «с нуля». Поэтому вполне закономерно, что монологи прописываются автором лишь для главных действующих лиц, объем и сложность ролей которых обусловливают их распределение наиболее опытным и профессиональным актерам труппы.
Удельный вес драматического диалога как формы сценической речи менялся в соответствии с историческим развитием драматургии и ее жанровых особенностей. В античной трагедии (с ее повышенной статичностью и определенной повествовательностью действия, доставшейся трагедии «в наследство» от эпоса) монолог был основной лексической формой организации действия. То же самое относилось и к средневековым мистериям и моралите, с их строго формализованным, ритуально-символическим характером исполнения. Большое значение монолог имел и в драматургии Возрождения. В пьесах Шекспира характеры монологов действующих лиц чрезвычайно разнообразны: они используются для выявления внутренней сущности и конфликта героя (Гамлет, монолог Быть или не быть); для рассказа о предыстории событий (Отелло, монолог главного героя в сенате); для углубленного самоанализа механизма принятия решений (Ричард III, монологи Ричарда) и т.д. В классицистской трагедии (Корнель, Расин и др.) монолог часто использовался для логической связи сцен (герой рассказывает наперснику о происходящих событиях). Классицистский канон актерской игры, с акцентированной приподнятостью, торжественностью, ритмизированной речью, закономерно обусловливал широкое использование монолога. С развитием реалистического и особенно натуралистического театра значение монолога редуцировалось в пользу диалога, по определению приближенного к формам бытовой речи. Однако в русской классической реалистической драматургии представлены высокие образцы монологов, не просто подчеркивающих и раскрывающих характерные черты героев, но и одновременно выполняющих функции развития сюжета (монологи главных героях в Скупом рыцаре и Борисе Годунове А.С.Пушкина, Катерины в Грозе А.Н.Островского, городничего в Ревизоре Н.В.Гоголя и др.).
При разработке своей теории и методики актерского искусства, К.С.Станиславский ввел в практику понятие внутреннего монолога, включающего в себя непрерывную линию действия персонажа.
См. также АКТЕРСКОЕ ИСКУССТВО.
Татьяна Шабалина
Станиславский К.С. Работа актера над собой, работа актера над ролью. Собр. соч. в 8-ми тт. М., 1954–1957
Дживилегов А., Бояджиев Г. История западно-европейского театра. М., 1991
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»