МОНДЗИК, ЛЕШЕК
МОНДЗИК, ЛЕШЕК (Madzik Leszek) (р.1945), польский режиссер, художник, фотограф.
Родился 5 февраля 1945 в Польше. В 1966 поступил на отделение истории искусств Католического Университета в Люблине и одновременно с учебой занимался живописью, которую экспонировал в университетском холле. На первой же выставке его работы привлекли внимание режиссера И.Бирской, которая ставила в студенческом театре пьесу Ванда Ц.К.Норвида и пригласила Мондзика к сотрудничеству в качестве сценографа. Затем последовали приглашения еще от нескольких режиссеров. В оформлении этих спектаклей молодой художник реализовал прежде всего свои живописные пристрастия: увлечение византийским искусством, старинными витражами, готикой, иконой. Уже тогда его видение театра носило живописный характер и именно тогда Мондзик «понял, что необязательно нужен мне текст и режиссер, что сценография также может быть театром», «героем и драмой всего спектакля». Отсюда родился его Театр Художника под названием Пластическая сцена, которая вот уже более трех десятилетий показывает свои премьеры в стенах Католического университета, а затем в разных странах мира.
Уникальность этого Театра Художника определяют четыре основные черты, остававшиеся практически неизменными во всех постановках (их было всего шестнадцать за период с первой премьеры 1970 года и до конца 20 в.): 1. Особая монотема Мондзика; 2. Особый способ ее представления; 3. Особые средства выразительности; 4. Особое состояние зрителя во время спектаклей театра.
Темой Мондзика являются вечные проблемы человеческого бытия: путь от Рождения к Смерти, испытание любовью, верой, страхом, страданиями и предстояние перед Всевышним. Все эти проблемы Мондзик осмысливал на подсознательно-чувственном уровне, но рождались они всегда как его личные духовные переживания.
Выбор в качестве монотематического содержания своего искусства первого Сюжета человеческого бытия в его христианской интерпретации, обусловил вторую черту уникальности Пластической сцены: на протяжении всей своей творческой жизни Мондзик создавал один большой спектакль. Различными вариациями были все шестнадцать опусов «пластических сюит» Пластической Сцены (каждая длительностью от 20 до 40 минут), которые одна за другой представали перед зрителями под разными названиями: Ecce Homo, Начала, Вечеря, Волокна, Икар, Клеймо, Гербарий, Влага, Скитания, Берег, Опутывание, Врата, Дыхание, Щель, Траурный покров, Саван.
Уникальность средств выразительности Театра художника Мондзика заключается в том, что из них изъято слово. Композиции Мондзика полностью строятся на пластике, свете и музыке. «Мыслю картинами», – говорит режиссер и приглашает не профессиональных актеров, а специально подобранных исполнителей – «моделей», которыми всегда у него являются юноши и девушки, обладающие идеальными фигурами и пластичностью. Они предстают облаченными в некие обобщенные костюмные формы, полуобнаженные или полностью обнаженные, совершают замедленные движения и застывают в скульптурных, полных потустороннего смысла, позах. Его Пластическая Сцена – единственный театр в мире, где нет постоянной труппы, исполнители очередной композиции каждый раз отбираются заново.
Зрители на спектаклях Пластической Сцены погружаются Мондзиком в состояние полного одиночества. Зрительный зал (одна из аудиторий Католического университета) погружается в темноту, и зритель не видит даже сидящих рядом и ощущает себя как во время молитвы, когда внешний мир исчезает и в сознании остается только то, что предстает внутреннему взору – таинство сакральной медитации, коим и является каждый спектакль Мондзика.
Одновременно с созданием спектаклей Пластической сцены, Мондзик продолжал заниматься сценографией, оформляя постановки других режиссеров в других польских театрах, и живописью, а также устраивал перформансы (в международных театральных мастерских, куда он неоднократно приглашался вести творческие лаборатории и давать мастер-классы) и выставки своих фотографий.
Виктор Березкин
Leszek Madzik. Scena Plastyczna KUL. Lublin, 2000
Madzik, Leszek: My Theatre. Lublin, 2000
Ответь на вопросы викторины «Эпоха Возрождения»