МИУ-МИУ
МИУ-МИУ (Miou-Miou) (р. 1950), французская актриса театра и кино. Настоящее имя Сильветт Эрри. Родилась 22 февряля 1950 в Париже. Отец неизвестен, мать – рыночная торговка. Первая профессия будущей кинозвезды – ткачиха-ковровщица, вторая – продавщица клубники. На ярмарке и обратил на нее внимание режиссер Р.Бутей, пригласивший девушку посетить его театр под открытым небом, знаменитое «Кафе де ля гар» («Привокзальное кафе»), «альма матер» многих французских актеров 1960–1970-х годов. Для Сильветты «жизнь в искусстве» началась с того, что она чинила мебель, мыла полы, была рабочим сцены, помощником костюмера и бутафора. Кто-то из актеров будто бы сказал, что она делает все «A la miou-miou» – в стиле «мяу-мяу!», как кошечка легко, изящно и непринужденно. Так, по легенде, появился ее псевдоним. Для настоящей «кошки» Миу-Миу и ее героиням не хватает хищности и цинизма, хотя ее персонажи, действительно, свободолюбивы и «ходят, где вздумается». Они легко доступны – и абсолютно не вульгарны. В «Кафе де ля гар» Миу-Миу познакомилась с актерами Ж.Депардье и П.Деваэром. С Деваэром она прожила долгие годы, практически до его кончины. Об их совместной жизни рассказано в фильме М.Эспозито Патрик Деваэр (Patrick Dewaere, 1992). Начало артистической карьеры Миу-Миу также связано с «Кафе де ля Гар», из уборщицы она превратилась в неплохую театральную актрису. Но только кинематограф принес ей настоящую известность.
В кино Миу-Миу начала работать в 1971 и сразу же снялась в нескольких фильмах итальянских и французских режиссеров: Сентиментальная жизнь Жоржа Ле Тюэра (La Vie sentimentale de Georges Le Tueur, 1971), Кобылица (La Cavale, 1971) М.Митрани, Она уезжает, она уезжает в пригород (Elle court, elle court la banlieue, 1972) Ж.Пирэ, Несколько слишком спокойных мужчин (Quelques messieurs trop tranquilles, 1972) Ж.Лотнер, Темрок (Themroc, 1972) К.Фарральдо. Значительным для Миу-Миу стал фильм мэтра французского кино Б.Блие Вальсирующие (Les Valseuses, 1974). В этой ленте Миу-Миу снялась вместе с Деваэром и Депардье. Вальсирующие мгновенно обрели славу «культового» кино, а трое партнеров – огромную популярность. При этом никто из троих не был красавцем: в начале 1970-х годов массовое кино перестало нуждаться в смазливых лицах и востребовало типаж «свойских» парня и девушки, ориентируясь, главным образом, на повседневную, «обычную» молодежь.
В Вальсирующих Миу-Миу впервые сыграла с Изабель Юппер, с которой потом не раз встречалась на съемочной площадке. Эти актрисы создали один из самых интересных женских дуэтов во французском кино 1970–1980-х годов: героини плебейки Миу-Миу и аристократки Юппер оказываются чуть ли не «сестрами-близнецами», схожи их вкусы, стремления, отношения с противоположным полом. В консервативной Франции такое «пересечение» классовых интересов сродни революции. Персонажам Миу-Миу, детям разочарованных 1970-х, не нужен, как «шестидесятникам», открытый идейный бунт. Они ведут пассивный, часто неосознанный подкоп под ортодоксальные устои. Следующим большим успехом Миу-Миу стал фильм Триумфальный марш (Marcia trionfale, 1976) М.Белоккио. Актриса сыграла жену офицера-садиста (Деваэр). Ей противен и супруг, и его склонность к извращениям, и чтобы отомстить ему, сломить его самодовольство, она изменяет ему и занимается мелким воровством. В том же году Миу-Миу снялась в знаменитой картине Ф как Фербенкс (F comme Fairbanks, 1976) М.Дюговсона. Сюжет фильма напоминал историю отношений Миу-Миу и Деваэра: упорная и жизнелюбивая героиня любит склонного к депрессии неврастеника, пытается пробудить в нем надежду и любовь к жизни. В финале их ожидают взаимная неприязнь и трагический разрыв. За работу в этом фильме в 1977 Миу-Миу впервые номинировалась на премию «Сезар» за «лучшую женскую роль». Вообще на «Сезара» Миу-Миу номинировалась шесть раз, в том числе за участие в таких известных картинах, как Вечернее платье (Tenue de soirеe, 1986) Блие, Милу в мае (Milou en mai, 1989) Л.Маля, Чтица (La Lectrice, 1988) М.Девилля и Жерминаль (Germinal, 1993) К.Берри. В Чтице Миу-Миу играет своеобразную «интеллектуалку по вызову» – читает книги нуждающимся в такой услуге. Среди ее клиентов лежачие больные, немощные старики, нерадивые школьники и отчаявшиеся мужчины. С кем-то она зубрит стихи, кому-то оправляет подушки, а к третьим ложится в постель, делая все в своем фирменном стиле – отзывчиво, забавно и серьезно, всем угождая.
Часто Миу-Миу играет сильных, целеустремленных женщин, как в фильмах Дороги юга (Les Routes du sud, 1978), До свидания, до понедельника (Au revoir а lundi, 1979), Уловка (La Dérobade, 1979), Женщина-полицейский (La Femme flic, 1980), Все хорошо, и жизнь прекрасна (Tout va bien, on s'en va, 2000) и другие.
Актерская энциклопедия кино Европы. М., 1997
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»