ЮППЕР, ИЗАБЕЛЬ
ЮППЕР, ИЗАБЕЛЬ (Huppert, Isabelle) (р. 1955), французская актриса. Родилась 16 марта 1955 в Париже. Дочь крупного промышленника, младший ребенок в семье, сестра актрисы Элизабет Юппер. Окончила славянское отделение Парижского университета и Парижскую консерваторию. Дебют в кино состоялся в фильме Н.Компанеец Фаустина, или Прекрасное лето (Faustine et la belle Eté, 1971), в том же году сыграла сестру главной героини в фильм К.Сотэ Сезар и Розали (Cеsar et Rosalie, 1972). В начале 1970-х Юппер переиграла много ролей девушек-подростков, в т.ч. в картинах Пивная на развилке дорог (Le Bar de la fourche, 1972) и Вальсирующие (Les Valseuses, 1974) Б.Блие. После работы в Сезаре и Розали Юппер начинает брать уроки актерского мастерства, и в следующей картине, Алоиза (Aloise, 1975) Лилианы де Кермадек, выступила как профессиональная актриса. В том же году сыграла роль девушки, заболевшей раком, в фильме Доктор Франсуаза Гайан (Docteur Françoise Gailland, 1975).
Первая большая работа Юппер – в фильме Б.Тавернье Судья и убийца (Le Juge et l'assassin, 1975), где ее партнерами стали маститые французские актеры Ф.Нуаре и М.Галабрю. Ее героиня – простолюдинка, возлюбленная следователя Руссо, активная участница профсоюзного движения во Франции рубежа 19–20 вв. Как и многие ее персонажи, героиня Юппер олицетворяла хрупкую женственность и подлинное мужское бесстрашие.
В конце 1970-х Юппер познакомилась с К.Шабролем, который пригласил ее в фильм Виолетта Нозьер (Violette Noziеre, 1978) сыграть реальный персонаж – женщину, отравившую в 1930-х годах собственного отца. Юппер работала с Шабролем еще на четырех картинах: Женское дело (Une affaire de femmes, 1988; приз за лучшую женскую роль на Венецианском МКФ), Мадам Бовари (Madame Bovary, 1991; премия за лучшую женскую роль на Московском МКФ), Церемония (La Cеrеmonie, 1995; премия «Сезар» и приз в Венеции за лучшую женскую роль) и Ставки сделаны (Rien ne va plus, 1997). Экранизация романа Г.Флобера Госпожа Бовари была задумана Шабролем специально для Изабель Юппер.
Юппер – актриса противоречий, ее героини восхищают и ужасают. Рай и ад сходятся в этих загадочных, замкнутых, роковых женщинах. Такова ее Альфонсина Плесси в фильме Подлинная история дамы с камелиями (La Dame aux camеlias, 1981) М.Белоньини про роману А.Дюма-сына. В этом фильме никто из мужчин не может понять, почему маленькая и невзрачная девушка притягивает их сердца и состояния, как магнит, в чем ее секрет. В том же году Юппер сыграла одну из самых удачных ролей в венгерском фильме М.Мессарош Наследница (The Heiresses, 1980, в советском прокате – Вторая жена).
Юппер работает в основном с режиссерами французского «авторского кино» и почти не появляется в фильмах развлекательных массовых жанров. Она снялась у Тавернье в Избалованных детях (Des enfants gеtеs, 1977) и Ударе тряпкой (Coup de torchon, 1981); играла у Блие в Вальсирующих и Женщине моего лучшего друга (La Femme de mon pote, 1983); работала с Ж.-Л.Годаром в фильмах Спасайся, кто может (Sauve qui peut, 1979) и Страсть (Passion, 1982); сыграла Энн Бронте в фильме А.Тешине Сестры Бронте (Soeurs Brontе, Les, 1979), главную роль в Лулу (Loulou, 1980) М.Пиала.
В 1994 Юппер снялась в фильме иммигранта из России И.Минаева Наводнение (Navodneniye – L'Inondation) по повести Е.Замятина. Актриса выступила в роли женщины, которая убивает более молодую и удачливую соперницу, чтобы спасти свою любовь. В фильме М.Ханеке Пианистка (La Pianiste, 2001) героиня Юппер – профессор Венской консерватории Эрика Кохут. Когда в ее жизни появляется Вальтер Клеммер (Б.Мажимель), Эрика теряет над собой контроль. За исполнение главных ролей в Пианистке Юппер и Мажимель получили в Канне «Золотую Пальмовую Ветвь».
Изабель Юппер живет столь же замкнуто и сдержанно, как большинство ее героинь. Она не любит давать интервью, умалчивает о личной жизни и не рассказывает о планах на будущее.
Актерская энциклопедия. Кино Европы. М., 1997
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»