МАССАЛИТИНОВА, ВАРВАРА ОСИПОВНА
МАССАЛИТИНОВА, ВАРВАРА ОСИПОВНА (1878–1945), русская актриса. Народная артистка РСФСР (1933). Родилась 17 (29) июля 1878 в Ельце. В Томске, куда переехала семья, много играла в любительских спектаклях, в 1898 поступила в Московское театральное училище.
Окончив его в 1901 по классу крупнейшего педагога своего времени, актера и режиссера Малого театра А.П.Ленского, была зачислена в труппу театра. Однако первые значительные роли (среди них – Коробочка в инсценировке Мертвых душ Н.Гоголя в 1902) были созданы актрисой на сцене не Малого, а Нового театра, руководимого Ленским. В Малом театре впервые большой успех выпал на ее долю в роли Мерчуткиной (Юбилей А.Чехова), которую она сыграла в юбилей О.О.Садовской в 1904. Вскоре Массалитинова, заменив заболевшую Садовскую в роли Кукушкиной в Доходном месте А.Островского, блестяще подтвердила свою склонность к характерным ролям. В первое десятилетие творческой деятельности ею были сыграны сваха в гоголевской Женитьбе, нянька Филицата (Правда – хорошо, а счастье лучше Островского), чиновница Шумилова в Просителях М.Салтыкова-Щедрина, роль, в сценическом рисунке которой актриса сумела точно передать авторский гротеск.
В 1919–1921 Массалитинова – актриса Государственного Показательного театра, где возникла возможность не только выступить в новых ролях (Гурмыжская в Лесе Островского), но и поработать с такими мастерами театра, как И.Н.Певцов, М.М.Блюменталь-Тамарина. С 1922 и до конца жизни Массалитинова вновь в Малом театре. Обладавшая своеобразной внешностью, Массалитинова с молодости тяготела к ролям «возрастным», очень скоро став одной из ярчайших характерных актрис Малого театра, создательницей целой галлереи разнообразных старух в пьесах русской классики.
Среди ее особых удач – ряд персонажей Островского: Кукушкина, к которой актриса обращалась много раз после первого выступления, Ненила Сидоровна (В чужом пиру похмелье), пьяница-гадалка Манефа (На всякого мудреца довольно простоты), роль, которая, будучи сыгранной впервые в 1905, с годами совершенствовалась, поднимаясь до смелой и мощной сатиры (наиболее совершенное воплощение образа – в спектакле 1935). Такой же силой сатирического обобщения отмечены в исполнении Массалитиновой Простакова в Недоросле Д.Фонвизина (1923), Хлестова в Горе от ума (1938).
Воспитанная в реалистических традициях Малого театра, актриса умела сочетать глубокий психологизм, бытовую достоверность, основанную на метких жизненных наблюдениях, с яркой речевой характерностью каждого персонажа, остротой внешнего рисунка роли. Среди подвластных Массалитиновой выразительных средств не только сатирические краски. Суровая внешность, сдержанность чувств не мешали проявлению света, человеческой теплоты и горячего мужественного сердца, которыми были наделены сыгранные ею на сцене нянька Демидьевна (Нашествие Л.Леонова, 1943), в кино – мать Буслая в Александре Невском С.Эйзенштейна (1938), Акулина Ивановна, бабушка Алеши Пешкова (Детство Горького и В людях М.Донского, 1938–1939; Государственная премия, 1941). В кино актриса снималась с 1918 – у Г.Рошаля в Господах Скотинины в роли Простаковой, у В.Петрова в Грозе в роли Кабанихи и др.
Умерла Массалитинова в Москве 20 октября 1945.
Афанасьев В. В.О.Массалитинова. М., 1951
Ильина М. В.Массалитинова. – В кн.: Актеры советского кино, вып. 6. Л., 1970
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»