ХЬЮСТОН, АНЖЕЛИКА
ХЬЮСТОН, АНЖЕЛИКА (Huston, Anjelica) (р. 1951), американская актриса и режиссер. Принадлежа к знаменитой театральной династии, она сумела достойно продолжить семейные традиции. Ее отец – легендарный американский режиссер Джон Хьюстон, ее дед – не менее легендарный Уолтер Хьюстон. Путь, проделанный Анжеликой от робкой дебютантки до признанной актрисы и уверенного в своих силах режиссера, всегда был сопряжен с вызовом, но ее усилия в конце концов были вознаграждены.
Анжелика Хьюстон родилась 8 июля 1951 в Санта-Монике (штат Калифорния, США). Впервые на экране появилась в нескольких фильмах, снятых ее отцом Джоном Хьюстоном. Сама Анжелика была недовольна своими первыми ролями в кино. Она перестает играть, переезжает в Нью-Йорк и становится модельером. Ее необычные, элегантные силуэты привлекают лучших фотографов того времени. В этот период она знакомится с голливудской звездой Джеком Николсоном, и между ними завязываются отношения, которые продлятся 17 лет.
Она снова возвращается в кино в 1976 и играет небольшие роли.
Прорывом стала для Хьюстон роль в фильме Честь семьи Прицци (1985). Это остроумная черная комедия, снятая Джоном Хьюстоном, с Джеком Николсоном и Кэтлин Тернер в главных ролях. Анжелика сыграла роль Майроуз Прицци, бруклинской Лукреции Борджиа, настолько смешно и талантливо, что рядом с ней поблекли главные герои. Сама Хьюстон приписала свой успех достоинствам сценария («роль была такой сильной, что держала меня – эту роль можно носить, как пальто») и режиссуры ее отца. Фильм Честь семьи Прицци получил премию «Оскар» за лучшую роль второго плана в 1985. Анжелика стала третьей в роду Хьюстонов, получившей эту премию. В 1948 Джон получил «Оскара» за лучший сценарий и режиссуру, а его отец Уолтер получил «Оскара» за лучшую роль второго плана в фильме Сокровище Сьерры Мадре (The Treasure of the Sierra Madre).
Два менее значительных фильма, Годится (1986) и Сад Камней (1987), предшествовали следующему серьезному успеху Хьюстон в фильме Мертвые. Это последняя режиссерская работа Джона Хьюстона, прекрасная экранизация рассказа Джеймса Джойса из сборника Дублинцы (Dubliners). Здесь собран блестящий актерский состав, но Анжелика Хьюстон не просто заметна на его фоне, она зачаровывает своей игрой.
Мистер Норт (1988) – очередное детище семьи Хьюстон. Джон был соавтором сценария, написанного по Теофилю Норту Торнтона Уайлдера, его сын Дэни – режиссером фильма, а Анжелика сыграла одну из ролей.
Затем одна за другой вышли четыре картины, где Хьюстон перевоплощается в героинь, поразительно контрастирующих друг с другом. В образе бывшей узницы концентрационного лагеря в фильме Пола Мазурски Враги: История любви (1989) ей удалось сочетать иронию, остроумие и трагизм. В любовнице Мартина Ландау – фильм Преступления и проступки Вуди Аллена (1989) – такое болезненное упорство и такая степень отчаяния, что на них тяжело смотреть. В Ведьмах (1990), фантазии для детей по мотивам рассказа Роальда Даля, она прекрасно сыграла роль Великой Старшей Ведьмы, злодейки из комиксов. А в триллере Кидалы (1990) Хьюстон затмевает остальных актеров в образе Лили Диллон, хищницы, собственной жадностью и жестокостью вовлеченной в гибельный круговорот событий.
Единственное, что Хьюстон не в состоянии сыграть, это посредственность. Ей удалась Мортиция в Семейке Адамс (1991), где она выступила в паре Раулем Джулиа (Гомес). Невозмутимость, которую Хьюстон переняла у героев жутких карикатур Чарльза Адамса из «Нью-Йоркер мэгэзин» и классической телевизионной комедии положений, позволила ей выжать все возможное из каждой утонченно-кощунственной фразы.
В 1995 Хьюстон и ее бывший возлюбленный Джек Николсон так убедительно сыграли в фильме Шона Пенна Постовой на перекрестке, словно их чувства еще не остыли, – оба актера получили восторженные отзывы.
В 1996 Хьюстон становится по ту сторону камеры и снимает телеверсию романа Дороти Эллисон Незаконнорожденная из Каролины. В 1999 Хьюстон сняла свой первый художественный фильм, Агнес Браун, сама сыграв в нем главную роль. Она также была продюсером фильма. Эта трогательная трагикомедия о мужественной женщине из Дублина, оставшейся вдовой с целым выводком детей на руках и вынужденной преодолевать различные трудности, получила много похвал. Критики отмечали, что Хьюстон привнесла в фильм необходимую дозу магического реализма.
В конце 2001 Хьюстон вместе с Джином Хэкманом снялась в фильме Королевские Тененбаумы (в русском прокате – Семейка Тененбаум), оригинальной картине, имевшей большой успех.
В 2005 году Анжелика Хьюстон была удостоена премии Голливудской ассоциации иностранной прессы (HFPA) "Золотой глобус" за лучшую женскую роль в телевизионном сериале Ангелы с железными зубами (Iron Jawed Angels).
ФИЛЬМОГРАФИЯ
Грешный день (A Sinful Day, 1969);
Гамлет (Hamlet, 1969);
Прогулка с любовью и смертью (A Walk with Love and Death, 1969);
Головорез (Swashbuckler, 1976);
Последний магнат (The Last Tycoon, 1976);
Головорез (Swashbuckler, 1976);
Почтальон всегда звонит дважды (The Always Postman Rings Twice, 1981);
Франсис (Frances, 1982);
Пункция спинного мозга (This is Spinal Tap, 1984);
Ледовые пираты (The Ice Pirates, 1984);
Честь семьи Прицци (Prizzi's Honor, 1985);
Годится (Good to Go, 1986);
С первым апреля (April's Fool Day, 1986);
Сад камней (Gardens of Stone, 1987);
Мертвые (The Dead, 1987);
Мистер Норт (Mr. North, 1988);
История вечной любви (Ever After, 1998);
Пригоршня праха (A Handful of Dust, 1988);
Одинокий голубь (Lonesome Dove, 1988);
Враги: История любви (Enemies: A Love Story, 1989);
Преступления и проступки (Crimes and Misdemeanors, 1989);
Ведьмы (The Witches, 1990); Кидалы (The Grifters, 1990);
Семейке Адамс (Addams Family, 1991);
Игрок (The Player, 1992);
А музыка играла (And the Band Played On, 1993; вариант названия в русском прокате – Затянувшаяся музыка);
Таинственное убийство в Манхэттене (Manhattan Murder Mystery, 1993) – реж. Вуди Аллен;
Ценности семейки Адамсов (Addams Family Values, 1993);
Постовой на перекрестке (The Crossing Guard, 1995);
Девушки с дикого Запада (Buffalo Girls, 1995);
Незаконнорожденная из Каролины (Bastard Out of Carolina, 1996);
Баффало (Buffalo, 1997);
Феникс (Phoenix, 1998);
Агнес Браун (Agnes Brown, 1999);
Золотая чаша (Golden Bowl, 2000);
Королевские Тененбаумы (The Royal Tenenbaums, 2001; в русском прокате – Семейка Тененбаум);
Человек с Елисейских полей (The Man from Elysian Fields, 2001; в русском прокате – Побег с Елисейских полей);
Кровавая работа (Blood Work, 2002);
Дежурный папа (Daddy Day Care, 2003);
Водная жизнь (The Life Aquatic with Steve Zissou, 2004);
Тайна школы искусств (Art School Confidential, 2006; в русском прокате – Реклама для гения);
Прикрытие-Один: Фактор Аида (Covert One: The Hades Factor, 2006);
Реальные девчонки (Material Girls, 2006);
Эти глупые вещи (These Foolish Things, 2006);
Водопад Ангела (Seraphim Falls, 2006);
Поезд на Дарджилинг. Отчаянные путешественники (The Darjeeling Limited, 2007);
Дитя с Марса (Martian Child, 2007);
Удушье (Choke, 2008);
Однажды в Риме (When in Rome, 2010);
50/50 (50/50, 2011; в русском прокате – Жизнь прекрасна);
Ужасный Генри (Horrid Henry: The Movie, 2011);
Большой год (The Big Year, 2011);
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»