ХОЛОДНАЯ, ВЕРА ВАСИЛЬЕВНА
ХОЛОДНАЯ, ВЕРА ВАСИЛЬЕВНА (1893–1919), русская актриса. Родилась 5 августа 1893 в Полтаве. Отец, В.А.Левченко, окончив университет по отделению словесности, служил преподавателем Полтавской гимназии, мать – выпускница Александро-Мариинского института благородных девиц.
Переселившись с семьей в Москву, десятилетняя девочка поступила в частную гимназию Перепелкиной, а через год, выдержав конкурс и обойдя множество претендентов, была принята в балетное училище Большого театра, однако по настоянию бабушки, противницы артистической карьеры внучки, вернулась в гимназию. Подростком Вера играла на фортепьяно, участвовала в любительских спектаклях, увлекалась теннисом и коньками. В 1908 пережила сильнейшее впечатление от игры В.Ф.Комиссаржевской.
В 1910 окончила гимназию и вышла замуж за юриста В.Г.Холодного, с которым познакомилась на выпускном балу. Участвовавший в издании «Ауто», единственной тогда русской газеты, освещавшей вопросы спорта, муж пристрастил ее к автомобилизму. Занятая семьей (кроме собственной дочери, еще приемная), Вера находила время посещать клуб «Алатр», где вокруг Л.В.Собинова группировалась артистическая публика.
Участие в 1914 в кинопробах на кинопредприятии «В.Г.Талдыкин и Ко» не в последнюю очередь было связано с тем, что семья материально нуждалась. Однако первым фильмом с участием Холодной стала картина Анна Каренина (1914), снятая на кинопредприятии «Эра» (режиссер В.Гардин), где она сыграла эпизодическую роль. Подлинный успех ждал актрису после роли Елены в картине Песнь торжествующей любви (1915), снятой режиссером Е.Бауэром на студии Ханжонкова. Оценивая картину, рецензент отмечал «близкий», современный облик героини. Трудно оценить драматический дар актрисы, но она несомненно сделалась для своего времени воплощением женской красоты. Еще неосознанно стало складываться то отношение к актерам кинематографа, которое скоро превратится в культ «звезд», недаром и публика и рецензенты впоследствии называли Холодную «королевой экрана». Успех начинающей актрисы использовался в полную меру: только за год работы у Ханжонкова она снялась в тринадцати фильмах.
Во время Первой мировой войны актриса участвовала в благотворительных концертах, в продаже подарков на вечерах (в фонд воинов или их семей). В подобных мероприятиях Холодная участвовала и после 1917. Популярность ее к тому времени была такова, что на сеансы фильма Жизнь за жизнь (1916) велась предварительная запись. Кроме Бауэра, актриса снималась у таких крупных мастеров раннего кинематографа, как П.Чардынин, В.Висковский, Ч.Сабинский. Двадцать второй номер «Киногазеты» (май 1918) был полностью посвящен Холодной. Летом 1918 киноэкспедиция Харитонова, куда входили Чардынин, В.Максимов, О.Рунич и их домочадцы, получила разрешение выехать на досъемки материала, с ними была и Холодная, оставившая в Москве мужа и одну из дочерей. Давая по дороге концерты в крупных городах (в частности, в Киеве и Харькове), киноэкспедиция добралась до Одессы. Сведения о фильмах этого периода черпаются из отрывочных воспоминаний современников, многие картины остались не завершенными, неизвестна прокатная судьба других, а какие-то ленты, хотя и вышли на экран, впоследствии были утрачены.
Еще при жизни Холодную считали великой киноактрисой, однако осталось слишком мало материала, чтобы можно было судить о «феномене Холодной», полагаться же на зрительскую реакцию либо на отзывы критиков опасно. Образ Холодной, скорее, из области городской мифологии (в первые десятилетия 20 в. кино было почти исключительно достоянием крупных городов) – не случайно актриса стала героем современных мифов (историко-революционный роман Ю.Смолича, тонко стилизованный фильм Н.Михалкова Раба любви, 1975). Едва ли не лучший вариант мифа о Холодной принадлежит А.Вертинскому, умело мистифицировавшему и собственную жизнь. Из его мемуаров следует, что именно он привел в кино начинающую актрису («жену прапорщика Холодного»), затем посвящал ей многочисленные песенки и наконец поставил посвящение на ариетке Ваши пальцы пахнут ладаном....
Зимой 1919 актриса простудилась и, проболев всего несколько дней «испанкой», умерла 17 февраля 1919 в Одессе. Похоронена на одном из кладбищ Одессы, где ее могила просуществовала до 1932, когда кладбище было уничтожено.
Евгений Перемышлев
Гардин В.Р. Воспоминания, т. 1. М., 1949
Соболев Р. Люди и фильмы русского дореволюционного кино. М., 1961
Гинзбург С. Кинематография дореволюционной России. М., 1963
Каплер А. Загадка королевы экрана. М., 1979
Вера Холодная. Очерк творчества; воспоминания современников; рецензии, статьи. М., 1995
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»