ГРОТОВСКИЙ, ЕЖИ
ГРОТОВСКИЙ, ЕЖИ (Grotowski, Jerzy), (1933–1999), польский режиссер-реформатор, теоретик современного театра, культуролог. Наряду со Станиславским, Мейерхольдом, Арто считается мыслителем и практиком, оказавшим основополагающее влияние на развитие мирового театрального искусства.
Родился 11 августа 1933 в польском городе Жешув. Рос под влиянием индуистской культуры, что наложило отпечаток на всю его дальнейшую жизнь. Позже Гротовский говорил, что при выборе профессии он колебался между тройным выбором: востоковедением, психиатрией и режиссурой. Он выбрал режиссуру, однако всю свою творческую жизнь стремился объединить эти направления. Его главной задачей стало познание духовных тайн внутреннего существования человека. И путь, которым следовал режиссер, был уникальным.
Гротовский закончил актерское (1955) и режиссерское (1960) отделения Высшего государственного театрального училища в Кракове. В промежутке между обучением прошел годичную стажировку в Московском ГИТИСе (курс Ю.Завадского), где изучал технику режиссерской работы Станиславского, Вахтангова, Мейерхольда и Таирова. Если для большинства теоретиков и практиков театра художественные системы этих режиссеров представляются изолированными и даже во многом противоречащими друг другу, то Гротовский скорее исследовал объединяющие моменты их творчества, точки соприкосновения, находящиеся в первую очередь в области воспитания и профессионального обучения актера. Для него центральной фигурой театра был актер, его энергетика и взаимодействие со зрителями. На становление театральной системы Гротовского оказал глубокое воздействие театр Востока (традиционный индийский театр, китайская опера, японский театр Но) – наиболее близкий по своим принципам к ритуалу, сакральности. В культурном пространстве ритуального действа Гротовским – пожалуй, впервые в истории театра – были обнаружены глубинные связи основных театральных систем 20 в.
Вернувшись в Польшу, он пережил короткий период увлечения политикой – участвовал в движении Октябрь-56; однако вскоре вернулся к театральному искусству.
С 1959 руководит маленьким драматическим театром «13 рядов» в городе Ополе (в 1962 переименован в «Театр-лабораторию 13 рядов»). Здесь формировались принципы его театральной системы, позже получившей авторское название «Бедного театра». «Бедный» – в том смысле, что режиссер последовательно и принципиально отказывается от любых театральных эффектов, включая сценографию, и сосредоточивает все внимание на актере. Гротовский разрабатывает сложнейшую систему актерских тренингов по постановке дыхания, развитию пластики. Его актеры занимались по программам гимнастов и акробатов, добиваясь виртуозного владения собственным телом, однако главной целью был не холодный профессионализм, но глубокая исповедальность актерского существования – на грани человеческих возможностей. Уже в Ополе им были поставлены спектакли, перевернувшие классические представления о театральном искусстве: Кордиан по Словацкому (1962), Фауст по Марло (1963), Стойкий принц по Кальдерону—Словацкому (1965).
В 1965 Гротовский с группой актеров переезжает во Вроцлав, где организует театр-лабораторию. Здесь были поставлены два самых громких (и последних традиционных) спектакля Гротовского – Акрополь по Выспяньскому и Апокалипсис cum figuris по мотивам Евангелия. Театр-лаборатория вскоре получает мировую известность.
Апокалипсис, спектакль без драматургической основы, без костюмов, декораций, грима, машинерии, аудиоаппаратуры, показанный в обычной комнате для 40 человек, как бы подвел итог его «театральному» периоду и открыл новый период – «паратеатральный». Им режиссер сформулировал программу нового театра – «театра участия», отрицающего разделение на актеров и зрителей и провозглашающего принцип участия в театральном действе всех присутствующих. Гротовский называл свою публику не зрителями, а свидетелями. По сути это был возврат к истокам театра, обновление и возрождение его ритуальной основы.
Еще в свой «театральный» период Гротовский утверждал: «Репетиции – это не только подготовка к премьере, это пространство, в котором мы открываем самих себя, в котором мы можем шагнуть за пределы наших возможностей». С 1976 он со своей лабораторией сосредоточился на изучении процесса творчества. Конечный результат – спектакль – стал необязательным этапом, он мог состояться, а мог и не состояться. В театре-лаборатории сложилась уникальная ситуация: казалось бы, отрицая сам институт театра, разрушая его, Гротовский фактически открывал новый путь к вершинам творчества – к священнодейству, к акту жертвоприношения. По свидетельствам очевидцев, накал актерской игры в его действах был настолько велик, что подобные формулировки воспринимались не как громкие слова, а как констатация факта. Театр становился своеобразной формой светской религии, замкнутой в себе самодостаточной системой. Гротовский утверждал: «Я начал там, где Станиславский закончил».
Несмотря на то, что центральной фигурой театра Гротовского всегда был актер, имена участников спектаклей были гораздо менее известны, чем имя мастера. Они оставались в тени его харизматичной личности. Возможно, это связано с тем, что в его спектаклях и проектах не было «звезд», только – ансамбль, своеобразный хор, существующий в сложнейшей партитуре действа. Самой известной фигурой стал Рышард Чесляк, обретший мировую славу после исполнения главной роли в спектакле Стойкий принц. Считается, что у Гротовского было множество последователей, но мало учеников. В свете новаторских идей Гротовского это представляется вполне закономерным.
В 1970-е его паратеатральные опыты включали в себя проекты Театр истоков, Танатос польски; в 1980-е – Антропологический театр, Перформер. Искусство перформанса обязано Гротовскому началом своего глубокого теоретического осмысления.
В 1982, после введения в Польше военного положения, Гротовский эмигрировал – сначала в США. Затем последовали несколько лет странствий по свету – Гаити, Нигерия, Мексика, Индия. В 1986 обосновался в итальянском городке Понтедера, где вместе со своим учеником Томасом Ричардсом открыл Рабочий центр (Workcenter of Erzhy Grotowsky and Tomas Richards), полностью закрытый от зрителей.
Ему присуждено звание Доктора Honoris Causa Болонского, Питтсбургского, Чикагского, Калифорнийского, Вроцлавского университетов. В январе 1997 он был удостоен звания профессора Колледж де Франс, где специально для него создали кафедру антропологии театра. Здесь он читал курс лекций на тему архаических ритуалов – к примеру, инаугурационная лекция была посвящена хайтанским ритуалам племени Вуду.
Скончался 14 января 1999 в Понтедера, завещав развеять свой прах над Индией. После смерти мастера работу в Центре продолжили Томас Ричардс и Марио Бьяджини.
Татьяна Шабалина
Подорога В. Театр без маски. Попытка философского комментария. «Человек», 1990, № 1
Гротовский, Е. ПеРфОрМеР. Театральная жизнь, 1991, № 11, 25–26.
Театр Гротовского. Сборник статей. М., 1995
Режиссёрский театр от Б до Ю. Разговоры под занавес века. М., 1999
Гротовский Е. От Бедного театра к Искусству-проводнику. М., 2003
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»