ГАЙДЕБУРОВ, ПАВЕЛ ПАВЛОВИЧ
ГАЙДЕБУРОВ, ПАВЕЛ ПАВЛОВИЧ (1877–1960), русский актер, режиссер. Родился 15 (27) февраля 1877 в Петербурге в семье известного литератора П.А.Гайдебурова. Окончив гимназию в Петербурге, брал уроки у актера П.М.Свободина. В 1896 поступил в университет на юридический факультет. В любительских спектаклях под руководством В.Давыдова, М.Писарева, П.Ленского, Н.Михайловского, Н.Тамарина и др. играл Буланова, Счастливцева (Лес А.Н.Островского), Милона (Недоросль Д.И.Фонвизина), Анучкина, Жевакина (Женитьба Н.В.Гоголя), Хлестакова, Тихона (Гроза Островского), Вожеватова (Бесприданница Островского) и др. В домашнем спектакле у Михайловского Спор двух философов о прекрасном К.Пруткова Гайдебуров впервые выступил как режиссер (1894).
В 1899 за участие в студенческих выступлениях был исключен из университета, после чего начал профессиональную сценическую деятельность в антрепризе Н.Васильевой. За первый месяц пребывания в этой труппе исполнил пятнадцать больших разнохарактерных ролей, в том числе Треплева (Чайка А.Чехова), Петра (Власть тьмы Л.Толстого), Чацкого (Горе от ума А.Грибоедова), Франца (Геншель Г.Гауптмана), Фрица (Забава А.Шницлера), Жоржа д'Обенаса (Спиритизм В.Сарду), Христиана (Царь Борис А.Толстого) – все в режиссуре Васильевой. В июле-августе 1900 в Товариществе драматических артистов (с участием С.Клеманского) играл в Театре Шереметьева в Останкино, выступал и как режиссер. В сезоне 1900–1901 вновь играл в труппе Васильевой в Житомире и Гельсингфорсе (ныне Хельсинки, Финляндия): Незнамов (Без вины виноватые Островского), Пастор (Потонувший колокол Гауптмана), Чичиков (Мёртвые души Гоголя), Котельников (Татьяна Репина А.Суворина), Раскольников (Преступление и наказание по Ф.М.Достоевскому), Федор (Царь Федор Иоаннович А.К.Толстого), Моцарт (Моцарт и Сальери А.С.Пушкина) и др. Критика отмечала особое исполнение Гайдебуровым роли князя Мышкина (Идиот по Достоевскому). В мае-июле 1901 участвовал в антрепризе Г.Яковлева-Востокова (театр «Салон», Ревель, ныне Таллин, Эстония). В сентябре 1901 чеховским Дядей Ваней (Астров) открыла сезон собранная и возглавленная Гайдебуровым драматическая труппа в Зимнем театре Елизаветграда. Сезон 1902–1903 Труппа драматических артистов под управлением Гайдебурова играла в Новгороде. Необычными и смелыми для провинциального театрального уклада были нововведения Гайдебурова, в том числе стремление осуществлять коллективные принципы строительства театра.
Гайдебуров – организатор и руководитель (совместно с Скарской) Общедоступного театра в Петербурге (1903–1914), Первого Передвижного драматического театра (1905–1928, с 1920 – Государственный Передвижной театр, с 1925 – Государственный Передвижной театр имени П.Гайдебурова и Н.Скарской), «Издательства Передвижного театра» (1906–1924). Передвижной театр, связанный с Общедоступным, отличался от него и организационной структурой, и по репертуару (хотя с 1908 спектакли, поставленные в Общедоступном театре, переносились в репертуар Передвижного театра, причем состав исполнителей чаще всего оставался неизменным). Спектакли Общедоступного театра, проходившие один-два раза в неделю, оплачивал Народный дом. Передвижной театр был создан на основе труппы Общедоступного на кооперативных началах. Зимой его труппа играла в Лиговском народном доме, где представляла новый спектакль практически еженедельно. До начала Первой мировой войны «передвижники» ежегодно совершали поездки по городам севера и центра России, Украины, Белоруссии, Кавказа, Сибири, Дальнего Востока. В отличие от Общедоступного, основывавшего репертуар в основном на классике, Передвижной театр стремился играть современные пьесы-новинки и для провинции и для столичного зрителя, в том числе Чехова, Горького, Ибсена. Постепенно оба театра объединились, слились их названия. «Более чем какому-либо другому театру „передвижникам" были близки этические нормы, утверждавшиеся Станиславским и Немировичем-Данченко с первых лет существования Художественного театра» (С.Дрейден).
В обоих театрах Гайдебуров много ставил, играл в собственных спектаклях и работах других режиссеров: Тартюф (Тартюф Мольера, режиссер А.Брянцев), Гамлет (Гамлет У.Шекспира, режиссер А.Таиров), Войницкий (Дядя Ваня Чехова, режиссер Таиров), Яго (Отелло Шекспира, режиссер А.Зонов) и др. Мерчбенкс, Пастор (Кандида Б.Шоу, режиссер Зонов), Подколесин (Женитьба Гоголя, режиссер Брянцев) и др. В 1929–1932 Гайдебуров и Скарская представляли театрализованные эстрадные композиции по литературным произведениям: Хозе Наварро П.Мериме, Мать Горького, Беглец К.Витфогеля, Гамлет (монолог) Шекспира, Бетховен (отрывки) Жижмора, Женитьба Бальзаминова Островского (режиссура Скарской, исполнитель всей программы Гайдебуров). С 1933 – руководитель Колхозно-совхозного передвижного театра имени Леноблисполкома, где поставил Ревизора Гоголя (1934), Дворянское гнездо по Тургеневу (совм. с Скарской, 1943), Шестеро любимых А.Арбузова (1935), Власть тьмы Л.Н.Толстого (1936), Платон Кречет А.Корнейчука (1936), Борис Годунов Пушкина (1937), Недоросль Фонвизина (1938) и др.
Работал в Малом драматическом театре (поставил Сын народа Ю.Германа, 1939), в Большом драматическом театре (поставил Вишневый сад Чехова, 1940), в Ленинградском театре драмы и комедии (Уриэль Акоста К.Гуцкова, 1941, режиссер; роль – Акоста), в Государственном театре русской драмы Карело-Финской ССР (постановки: Профессор Мамлок Фр.Вольфа, роль – Мамлок, 1941; Парень из нашего города К.Симонова, 1942; Царь Федор Иоаннович А.К.Толстого, роль – Федор, 1942; Русские люди Симонова, 1942, и др.), в Ярославском драматическом театре им. Ф.Г.Волкова: Брусилов (Генерал Брусилов И.Сельвинского, режиссер И.Ростовцев, 1943), Хлестаков (Ревизор Гоголя, режиссер Ростовцев, 1944), поставил Нашествие Л.М.Леонова (1943).
В 1944–1950 – актер московского Камерного театра: Нахимов (Адмирал Нахимов И.Луковского, режиссер А.Таиров, 1944), Шмага (Без вины виноватые Островского, режиссер Таиров, Л.Лукьянов, 1945), Инспектор Гуль (Он пришёл Д.Пристли, режиссер Таиров, Лукьянов, 1945), Сосновский (Верные сердца О.Берггольц, режиссер Таиров, 1945), Старик (Старик Горького, режиссер Таиров, Лукьянов, 1946), Мийлас (Жизнь в цитадели А.Якобсона, режиссер Таиров, Лукьянов, Сухоцкая, 1947), Оболенский (Актеры А.Васильева, Л.Эльстона, режиссер Таиров, 1949). В 1950–1954 ставил и играл в Крымском областном драматическом театре им. М.Горького (Симферополь), в том числе Старик Горького (роль – Старик; Государственная премия СССР, 1952), в Передвижном театре Министерства морского и речного флота (Москва), в Центральном театре транспорта (Москва), в Московском гастрольном драматическом театре. С 1954 работал в Театре им. Евг.Вахтангова: Сорин (Чайка Чехова, режиссер Б.Захава), Лоренцо (Ромео и Джульетта Шекспира, режиссер И.Раппопорт, работа не была завершена).
Снимался в кино: Кулигин (Гроза, режиссер В.Петров), Старик-осетин (Друзья, режиссер Л.Арнштам), Лорд Раглан (Адмирал Нахимов, режиссер В.Пудовкин), Доктор Белов (Поезд милосердия, режиссер В.Граник, Т.Родионова, фильм на экраны не вышел), Пашкевич (Мичурин, режиссер А.Довженко), Роджерс (Секретная миссия, режиссер М.Ромм).
В 1925–1927 Гайдебуров руководил учебной мастерской Ленинградского института сценических искусств (ЛИСИ).
Выступал также как поэт и переводчик.
Умер Гайдебуров в Москве 4 марта 1960.
Гайдебуров П. Стихи. СПб, 1913
Гайдебуров П. (совместно с Скарской Н.). На сцене и в жизни. Страницы автобиографии. М., 1959
Павел Павлович Гайдебуров. Литературное наследие. Воспоминания. Статьи, Режиссёрские экспликации. Выступления. М., 1977
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»