РАППАПОРТ, ГЕРБЕРТ МОРИЦОВИЧ
РАППАПОРТ, ГЕРБЕРТ МОРИЦОВИЧ (1908–1983), русский режиссер, сценарист. Заслуженный деятель искусств Эстонской ССР (1947), народный артист РСФСР (1980). Лауреат Государственных премий СССР (1941, 1948, 1951, 1952). Родился 7 июля 1908 в Вене. Учился на юридическом факультете Венского университета, с 1928 работал на киностудиях Франции и Германии (сценарист, музыкальный оформитель, ассистент режиссера в десяти фильмах немецкого режиссера Г.В.Пабста), в 1934–1936 работал в Голливуде. С 1936 – режиссер киностудии «Ленфильм», ставил также спектакли в ленинградских театрах.
Много сил Раппапорт отдал музыкальному кино, причем и тематика фильмов, и стилистика ориентированы на пожелания публики. Довоенная сказка о советском принце, работающем шофером, знаменитый фильм Музыкальная история (1940, восст. 1988), сделанный с другим замечательным профессионалом, режиссером А.Ивановским, отнюдь не похож на Киноконцерт 1941 года (1941), который и своей формой (короткие номера, снятые на кинопленку), и запланированной цикличностью (идея затем была отвергнута высоким начальством) абсолютно удовлетворял потребностям военного времени. Снятые в 1950-е годы Концерт мастеров искусств (1952, также с Ивановским) и фильм-концерт Мастера русского балета (1953, специальная Большая премия на Неделе европейских фильмов в Парагвае, 1954) отметили и новые идеологические тенденции, утверждение во всех областях жизни «большого стиля», и перемену во вкусах публики. Фильм Черемушки (1962) по оперетте Д.Д.Шостаковича Москва, Черемушки отметил очередное изменение общественной атмосферы.
Не менее удачны фильмы, сделанные в жанре остросюжетного или милицейского детектива. Добротные картины Круг (1972), Сержант милиции (1974) и Меня это не касается (1976) имели успех у зрителей, а фильм Два билета на дневной сеанс (1966) стал классикой детективного жанра. Сюжет, условности и слабости которого вскоре сделались очевидными, разыгранный в несложных декорациях (зачастую это павильонные съемки), приобретает динамику, делается предельно напряженным.
Работал режиссер и в жанре биографического фильма, поставив ленту Александр Попов (1949). Фильм Черные сухари (1972) – его вклад в популярную тогда кинолениниану. Много сделал Раппапорт для становления эстонского кинематографа, сделав по произведениям классиков национальной литературы фильмы Жизнь в цитадели (1948), Свет в Коорди (1951) и Счастье Андруса (1955). Всенародную любовь снискала сделанная во время войны лента в жанре лирической кинокомедии Воздушный извозчик (1943) – еще один классический фильм Раппапорта.
Раппапорт не считал для себя зазорным снимать и короткометражные фильмы, помог дебютировать в кинорежиссуре актеру Л.Ф.Быкову (короткометражка Как веревочка ни вьется... (1961).
Умер Раппапорт 5 сентября 1983.
Евгений Перемышлев
Раппапорт Г., Вольф Ф., Минкин А. Профессор Мамлок. М., 1938
Раппапорт Г. О тапере и музыке жизни. – Советское кино, 1965, 29 мая
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»