ФЕДОТОВА, ГЛИКЕРИЯ НИКОЛАЕВНА
ФЕДОТОВА, ГЛИКЕРИЯ НИКОЛАЕВНА (1846–1925), русская актриса. Заслуженная артистка Императорских театров, народная артистка Республики (1924). Герой труда (1924). Родилась 10 (22) мая 1846 в Орле. В раннем возрасте оставшись без родителей, воспитывалась дедом и дальней родственницей Поздняковой. Училась в московском императорском театральном училище (окончила в 1862) сначала по классу балета, затем была переведена в драматический класс И.В.Самарина. До 1863 выступала под фамилией Позднякова, затем приняла фамилию мужа, актера и режиссера А.Ф.Федотова. С 1858 ученицей Театральной школы появлялась на сцене Малого театра в небольших ролях. В 1862 дебютировала на сцене Малого театра в роли Верочки в драме П.Д.Боборыкина Ребенок.
В 1863 Федотова была зачислена в труппу Малого театра, а к концу 1860-х годов стала ведущей актрисой на роли молодых героинь. Федотова уделяла большое внимание технике сценической игры – мимике, голосоведению, жестам. В числе дарований Федотовой, «великого живописца сцены», открытость чувства и живость его проявлений, пластичность и изящество переходов, удивительная выразительность походки, жестов, богатейшая палитра печали и озорства, игривости и кокетства, грусти и лукавства, мягкости и нежности. Наиболее полного расцвета талант Федотовой достигает в 1870-е годы, после перерыва (1870–1872), вызванного болезнью из-за пережитой семейной драмы и разрыва с мужем. Художественный диапазон артистки был необыкновенно широк. С равным успехом ей удавались роли в трагедиях, комедиях, бытовых мелодрамах и романтических драмах. В числе ее лучших ролей Марьица (Каширская старина Д.В.Аверкиева, 1871), Лиза (В осадном положении В.А.Крылова, 1875), Медея (Медея В.П.Буренина и А.С.Суворина, 1883) и др.
В пьесах А.Н.Островского Федотова создала галерею «национальных типов» – русских женщин, легко отдающихся чувствам, и по признанию современников считалась одной из лучших актрис театра Островского. В его произведениях Федотова исполнила 29 ролей, многие (Снегурочка, Василиса Мелентьева и др.) были предназначены актрисе самим драматургом. Первая и наиболее значительная роль Федотовой в репертуаре Островского – Катерина в Грозе. Исполнив эту роль впервые в 1863, Федотова играла ее в течение 35 лет. Роли Василисы Мелентьевой (Василиса Мелентьева, 1868), Параши (Горячее сердце, 1869), Лидии Чебоксаровой (Бешенные деньги, 1870), Кручининой (Без вины виноватые, 1884) по праву признаны лучшими в репертуаре актрисы. Ей удавались и другие образы русской и мировой классической драматургии – Софья (Горе от ума А.Грибоедова, 1864), Наташа (Русалка А.Пушкина, 1865), Беатриче (Много шума из ничего У.Шекспира, 1865), Катарина (Укрощение строптивой, 1871), донна Анна (Каменный гость Пушкина, 1877), Наталья Петровна (Месяц в деревне И.Тургенева, 1881), Лидочка (Дело А.Сухово-Кобылина, 1882), Елизавета (Мария Стюарт Фр.Шиллера, 1886) и др.
В пьесах Шекспира Федотову привлекали образы властных женщин, полных сил, активности, радости жизни и творческой энергии. Менее всего ей удавались натуры пассивные и жертвенные. В роли Клеопатры (Антоний и Клеопатра Шекспира, 1887), выделяя восторженную силу любви своей героини, артистка прекрасно передавала и коварство, ироническое подтрунивание и даже ерничанье «демонической» восточной царицы. Среди ее прославленных героинь леди Макбет (Макбет, 1890), мистрисс Форд (Виндзорские проказницы, 1890), королева (Цимбелин, 1891), Волумния (Кориолан, 1902).
С начала 1880-х годов Федотова переходит на возрастные роли, все чаще играет роли старух, матерей, пожилых женщин. Играя Звездинцеву (Плоды просвещения Л.Н.Толстого, 1891), Федотова показала надменную и брезгливую барыню, в чьем грассировании, наглом тоне и пренебрежении ко всем сквозила неколебимая уверенность в своей правоте. В роли Мурзавецкой (Волки и овцы, 1894) особенно ярко выявлялся эгоизм, прикрытый тупым ханжеством.
По оценке Вл.И.Немировича-Данченко, участвуя в том или ином спектакле, актриса была занята не только своей ролью, но следила за всем спектаклем, добивалась ансамблевого звучания пьесы, помогала партнерам и по существу была режиссером спектакля. С середины 1880-х годов Федотова занялась педагогической деятельностью. К.С.Станиславский пригласил Федотову преподавать актерское мастерство в «Общество искусства и литературы». В 1905 из-за болезни ног Федотова оставила сцену, и только в 1912, празднуя 50-летний юбилей своей сценической деятельности в Малом театре, выступила в роли царицы Марфы в пьесе Островского Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский.
Умерла Федотова в Москве 27 февраля 1925.
Гоян Г. Гликерия Федотова. М. – Л., 1940
Зограф Н. Малый театр второй половины XIX века. М., 1960
Немирович-Данченко В.И. Речь на 50-летнем юбилее Г.Н.Федотовой, 8 января 1912 г.; О Г.Н.Федотовой. Из воспоминаний (1939). – В кн.: Немирович-Данченко В.И. Рождение театра. М., 1989
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»