ДЖИГАРХАНЯН, АРМЕН БОРИСОВИЧ
ДЖИГАРХАНЯН, АРМЕН БОРИСОВИЧ (р. 1935), русский актер. Народный артист СССР (1985). Родился 3 октября 1935 в Ереване. В 1955 поступил в Ереванский театрально-художественный институт (курс А.К.Гулакяна, окончил в 1958) и с первого курса, студентом начал свою сценическую деятельность, участвуя в спектаклях Ереванского русского драматического театра. В этом театре Джигарханян проработал 10 лет. Всего за это время сыграл 30 ролей, среди которых такие значительные, как Кудряш (Гроза А.Н.Островского), Сергей (Иркутская история А.Н.Арбузова), Актер (На дне М.Горького), Росс (Э.-М.Ремарка). На сцене Ереванского ТЮЗа воплотил образ Ленина (Именем революции М.Шатрова). С 1955 начал сниматься в кино (первая серьезная работа – Акоп в фильме Обвал, 1960), а в 1966 сыграл роль молодого ученого Артема Манвеляна в фильме Здравствуй, это я!
В 1967 создал в армянском фильме Треугольник глубокий образ старого кузнеца Уста Мукуча и был удостоен Государственной премии Армении (1975). В том же году был приглашен режиссером А.В.Эфросом в Московский Театр им. Ленинского комсомола, но работать вместе им довелось мало. Джигарханян успел прорепетировать и сыграть лишь роль Мольера в спектакле Кабала святош М.А.Булгакова. Джигарханян был введен в несколько ролей текущего репертуара, но работа без режиссера, к которому он пришел в театр, не приносила удовлетворения.
Вскоре артист согласился на предложение художественного руководителя Театра им. Вл. Маяковского А.А.Гончарова и в 1969 вступил в труппу театра, где проработал до 1996. В том же 1969 сыграл роль Левинсона в спектакле Разгром А.А.Фадеева (постановка М.А.Захарова). Следующей работой Джигарханяна стала роль Стэнли Ковальского в спектакле Трамвай «Желание» Т.Уильямса – накопив к тому моменту опыт воплощения почти исключительно положительных героев, артист оказался перед необходимостью создать характер противоречивый, сложный, скорее, «отрицательный».
В 1975 Джигарханян сыграл философа Сократа в спектакле Беседы с Сократом по пьесе Э.Радзинского. После этой работы о Джигарханяне заговорили как об одном из самых интересных и сильных артистов современной отечественной сцены. Джигарханян много снимался, и почти каждая из его киноработ становилась событием (Артузов, Операция «Трест»; Кобозев, Чрезвычайный комиссар; Манагаров, Здесь наш дом; Левон Погосян, Когда наступает сентябрь; капитан Овечкин, Новые приключения неуловимых; Фроловский, Премия; эсер Прошьян, Шестое июля, и многие другие). В 1976 артист воплотил образ генерала Хлудова в спектакле Бег М.А.Булгакова.
В 1970–1980-е годы Джигарханян играл в театре не очень много, но каждая его роль становилась предметом обсуждений: Большой Па (Кошка на раскаленной крыше Т.Уильямса), лорд Ботвел (Да здравствует королева, виват!), Нерон (Театр времен Нерона и Сенеки Э.Радзинского), адмирал Нельсон (Виктория?.. Т.Рэттигана) и другие. На экране им созданы в этот период такие значительные роли, как горбатый Карп (Место встречи изменить нельзя), Фарричетти (Рафферти), Варавка (Жизнь Клима Самгина), Казарин (Маскарад), Макс Ришар (Тегеран-43), Гаук (Рецепт ее молодости). Почти одновременно на экране и на сцене артист создает образ Менделя Крика в пьесе И.Бабеля Закат. Последней работой Джигарханяна на сцене Театра им. Вл. Маяковского стал Салай Салтаныч (Жертва века по пьесе А.Н.Островского Последняя жертва).
В конце 1990-х годов артист решил создать из своих учеников в ВГИКе театр. Так родился Московский драматический театр под руководством Армена Джигарханяна. Здесь был сыгран ряд спектаклей с участием самого Джигарханяна: Последняя лента Крэппа С.Беккета и Возвращение домой Х.Пинтера. Параллельно Джигарханян был занят в антрепризных спектаклях, играл на сцене Ленкома (здесь артистом сыграны Генерал в спектакле Варвар и еретик по Игроку Ф.М.Достоевского и главный герой пьесы Эдуардо де Филиппо Филумена Мартурано, спектакль идет под названием Город миллионеров).
Умер Армен Борисович Джигарханян 14 ноября 2020 года в Москве.
Армен Джигарханян. – В кн.: Театр Революции – Театр Драмы – Театр им. Вл.Маяковского. М., 2000
Каминская Н. Интервью. – Культура, 2001, № 1
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»